воскресенье, 17 апреля 2011 г.

Войскунский А.Е. Киберпсихология в прошлом, настоящем и будущем.

Психологические исследования деятельности человека в Интернете начинались еще в ту пору, когда само слово «Интернет» еще не было известно. При этом нельзя не отметить, что среди специалистов, стоявших у истоков будущего Интернета, заметное место зани- мал психологи Джозеф Ликлайдер (1915–1990), специалист по психологии слухового восприятия (некоторые его работы переведены на русский язык). Он не только высказал некоторые основные идеи, которые вскоре легли в основу «сети сетей», или Интернета, но и организационно поспособствовал поддержке исследований на стыке тео- рии (и практики) связи и разработки компьютерных сетей — исследований, которые сделали возможным объединение компьютеров в глобальном масштабе. В 1970-е и 1980-е годы был в ходу термин «опосредствованное компьютером общение» (computer-mediated communication), однако данная исследовательская область включала и до сих пор включает наряду с психологическими исследованиями целый ряд других областей (информатика, социология, этнография, педагогика и др.). Характерно, что психологическая проблематика полностью вписывалась в эту исследовательскую область, поскольку казалось, что компьютерные сети, или телекоммуникации — такой термин также был в ходу — опосредствуют именно и прежде всего процессы общения. Первые значимые для психологической науки исследования в этой сфере носили скорее социологический, чем собственно психологический характер и были посвящены внутриорганизационному и межорганизационному общению (Hiltz, Turoff, 1978; Siegler et al., 1986; Short et al., 1976). Не так обстояло дело в нашей стране. Наряду с техническими ис- следованиями, посвященными организации и функционированию локальных и глобальных компьютерных сетей, первые исследования в гуманитарной сфере — они пробивали себе дорогу как «психология телекоммуникаций», а позже получили наименование «гуманитарный Интернет» (Войскунский, 2000) — были выполнены именно психологами (Беляева и др., 1994; Войскунский, 1987; Познание и общение, 1988; Тихомиров и др., 1986), а не другими специалистами в области гуманитарных наук. Нам уже доводилось приводить объяс- нения по этому поводу (Войскунский, 2000; Войскунский, 2002; Войскунский, 2006; Войскунский, 2008; Arestova et al., 1999; Voiskounsky, 2008): проблематика опосредствования является одной из ключевых в развитой в нашей стране культурно-деятельностной психологии, восходящей к идеям Л.С.Выготского и его школы. Тем самым именно представителям психологической науки оказалась профессионально знакомой новая сфера приложения их усилий. Характерно, что — за немногими исключениями — исследования оказались посвящены в основном психологии общения, в том числе по знанию как компоненту общения. Осуществленные в то время исследования по психологии компьютерной игры были выполнены на стационарных компьютерах, без обращения к сетевым структурам. Во второй половине 1990-х годов Интернет стал применяться не только для общения, но и для трудовой деятельности, а в первую очередь — для познания, общения и игры (Бабаева и др., 2000). Терминология опосредствованного компьютером общения перестала быть адекватной, то же самое относится к психологии телекоммуникаций, так что вполне своевременно появилось и стало все чаще употребляться (и специалистами, и не-специалистами) наименование «киберпсихология». Оно восходит к сочинениям («Нейроман- тик» и др.) в стиле «фэнтези» популярного киберпанкового автора Уильяма Гибсона, который употреблял слово «киберпространство» для обозначения виртуальной среды, создаваемой с помощью компьютерных программ, обеспечивающих иллюзорное и вместе с тем достаточно реалистичное отражение основных параметров этого нового пространства. С учетом этого широко применяемого термина многие авторы, занимающиеся изучением возникающих в киберпространстве психологических эффектов, феноменов и закономерностей, сочли достаточно корректным ввести термин «киберпсихология». К настоящему времени все же нельзя считать данный термин общеупотребительным, да и в нашей стране он до сих пор употребляется достаточно редко. Киберпсихология пробивала себе дорогу достаточно энергично без особенного сопротивления со стороны не сразу признавших по- добный поворот событий психологов. Тем не менее потребовалось сначала познакомить коллег-психологов (и, в частности, новые поколения профессионалов, то есть студентов) с хранилищами психологической информации на зарубежных сайтах (Войскунский, 1997), с актуальными задачами киберпсихологии и с наиболее заметными зарубежными исследователями (Войскунский, 2002; Гуманитарные..., 2000), проанализировать методологические основы новой области исследований и ее связь с культурно-деятельностной психологией (Бабаева, Войскунский, 1998), теоретически и методически обосновать правомерность осуществления онлайновых психологических исследований (Бабанин и др., 2003), рассмотреть специфику проведения качественных психологических исследований, обработки и представления результатов таких исследований (Войскунский, Скрипкин, 2001). Однако в основном впоследствии доводилось заниматься количественными исследованиями. При этом не всегда применялась культурно-действенная парадигма, несмотря на ее перспективность и действенность (Voiskounsky, 2008), в связи с возникшим интересом к новым и относительно малоиспользуемым (на какой-то момент) в киберпсихологии парадигмам ряд количественных исследований был выполнен в парадигме позитивной психологии и в парадигме психосемантического исследования. При этом исследования были проведены с участием новых для психологической науки общностей, таких, как хакеры (Войскунский и др., 2003; Войскунский, Смыслова, 2003) или геймеры (Войскунский и др., 2005; Войскунский и др., 2006). В итоге к настоящему времени киберпсихология, можно сказать, присутствует в составе отечественной психологии, однако все же она представляет собой, пожалуй, отдельный «остров». Это, вообще говоря, неправильно, поскольку киберпсихология удивительным образом синтезирует все без исключения разделы и направления психологической науки. Данный тезис нетрудно обосновать; ниже последует такое обоснование в виде перечня новых и (отчасти) старых проблемных областей внутри каждого раздела психологии, вызванных к жизни восходящей к киберпсихологии проблематикой (перечень и порядок упоминания разделов психологии — случайный). Так, для возрастной психологии становятся актуальными изучение онлайновой/сетевой/ролевой игры — в том числе дополнительно к ролевой игре дошкольников, новых видов одаренности (к примеру, в применении компьютеров и Интернета), возрастной специфики применения Интернета (при этом не стоит забывать о применении компьютеров и Интернета пожилыми людьми), заодно и ряд других задач, в числе важнейших из которых — участие компьютерных программ в формировании Зоны Ближайшего Развития (термин Л.С.Выготского): участие компьютерных программ «вместо» взрослого и наряду с ним в психическом развитии ребенка. В клинической психологии во весь рост встают такие проблемы, как Интернет-зависимость и ее психологическая природа, свойственная многим людям тревожность при применении компьютеров и Интернета, применение систем виртуальной реальности для терапии фобий и ряд других задач, включая, к примеру, организацию дистантной психодиагностики, психотерапии и консультирования, классификацию и выработку рекомендаций по терапии новых форм проявления фобий и акцентуаций (так, все более широко диагностируется в последнее время так называемая «киберпреследование»), новых психических заболеваний, вызванных разнообразными 'фантазиями' о сетевых технологиях и особенностях их воздействия на психическую жизнь и психическое здоровье. В русле когнитивной психологии особое значение приобретает изучение психологических особенностей восприятия информационных блоков WWW, специфика распределения объемов внимания, оперирования «внешней» памятью, понимания в условиях быстрого «просмотра» информации при применении браузера и другие задачи. Серьезный блок когнитивных исследований и внедрения результатов проведенной научной работы связан с организацией систем виртуальной реальности: под виртуальной реальностью понимается моделирование с помощью компьютера искусственной среды, объектов и персонажей для взаимодействия человека с этой средой — такого же, как с его естественным окружением. В решении научных и прикладных задач такого рода специалисты по когнитивной психологии должны активно взаимодействовать с представителями других разделов психологии (к примеру, клинической психологии, психологии труда, педагогической психологии, психофизиологии и др.). Социальную психологию не могут не заинтересовать процессы опосредствованного Интернетом общения и групповой деятельности, особенности возникновения и функционирования новых общностей — таких, как онлайновые гемблеры, геймеры, чатеры, блоггеры, в том числе андерграундных — хакеры, киберпанки, флэш-мобберы, спамеры и др., социальная структура виртуальных объединений (например, скорость их формирования и распада, распределение ролей в них и т.п.), особенности формирования так называемых френдлент и списков «друзей» в рамках блогов и социальных сетей, отношений между ними (в частности, выдвижения авторитетов и развития репутаций, функций «лидеров» и «звезд», организации взаимопомощи и т.п.). В рамках педагогической психологии во весь рост встают задачи группового и индивидуального обучения посредством компьютеров, дистантного обучения, специфики разработки и применения обучающих программ. В планах педагогической психологии должна быть разработка игровых моделей для тренинга психологических свойств и качеств. Организационную психологию и психологию труда должно, по- видимому, привлекать изучение новых форм занятости и организационного поведения в условиях применения информационных технологий, а также появление новых профессий и преобразование (трансформация) «старых» профессий. В рамках психофизиологии (и психологии восприятия как раздела когнитивной психологии) могут и должны изучаться особенности зрительного, слухового, тактильного восприятия и их взаимодействия при применении систем виртуальной реальности. Среди задач дифференциальной психологии и психологии личности могут быть названы типологические исследования личностных особенностей при непосредственном и опосредствованном Интернетом взаимодействии, при взаимодействии пользователя с веб- сайтом и при поиске информации посредством программных средств (таких, как браузеры), а также новые формы идентификации, сочетаний виртуальной (в том числе множественной) и реальной идентичности. Новые задачи на стыке психологии личности и других разделов психологии возникают при попытках учитывать относительно новое направление в деятельности любителей онлайновых ролевых игр, связанное с широким применением специально сконструированных «экранных представителей» игрока, называемых «аватарами» (последние, надо заметить, применяются не только в рамках игровой деятельности). В индуистской мифологии «аватар» — одно из многочисленных земных воплощений бога Вишну, а в киберпространстве — это выбранный из предложенного разработчиками набора или самостоятельно сконструированный «представитель» субъекта в 3D среде, наблюдаемый на экране и действующий отчасти автономно. Примерами связанных с применением аватаров киберпсихологических задач могут служить изучение особенностей выбора конкретного аватара; частичное делегирование ему своего «Я»; «социальные» взаимодействия между аватарами; отношение к другим аватарам, присутствующим в виртуальной среде; соответствие между аватарами, «Я» игрока, его идентичностью и игровой ролью или ролями, взятыми на себя в разных видах игр. В активно развивающейся в настоящее время гендерной психологии должны изучаться гендерные роли в применении разных сервисов Интернета — коммуникативных, познавательных, развлекательных (в том числе игровых), «шопинговых» (то есть электронных магазинов), рассчитанных на азартное поведение (бирж, аукционов, казино и т.п.), киберсексуальных (связанных с эротикой, порнографией, отчасти с сайтами знакомств) и т.п. Рамки психологии общения и психолингвистики могут быть обогащены за счет исследований особенностей синхронного и асинхронного общения, специфики полилогов (таких, как групповой чат) в отличие от диалогов (и тем более монологов), характерных речевых и стилевых особенностей мобильной связи — и устноречевой, и письменной, и включающей обмен изображениями, особенностей делового или личностного общения на иностранных языках в условиях ограниченного владения такими языками, особенностей протекания таких фундаментальных сторон процесса общения, как коммуникация, интеракция и социальная перцепция (то есть особенности восприятия других людей) посредством электронных писем, фотографий и т.д. Этнопсихология связана с изучением национально-культурных особенностей опосредствованных применением Интернета общения, познания, развлечений, в особенностей реализации межнациональных форм таких разновидностей деятельности. В рамках политической психологии в условиях применения компьютеров и Интернета могут и должны решаться практически все задачи, которые встают в данном разделе психологии безотносительно от Интернета и любых новых технологий. Психология спорта приобретает новую область интересов в связи с тем, что уже в течение ряда лет проводятся спортивные соревнования по компьютерным играм, а сильнейшие игроки в нашей стране объединены в спортивную федерацию киберспорта; соответственно должны ставиться и решаться все те психологические задачи, которые стоят перед психологией спорта применительно к более традиционным видам спорта. Психология менеджмента и управления также приобретает новый импульс в связи с объективно высоким уровнем применения Интернет-технологий в области управления, в особенности в связи с новыми тенденциями в этой области, связанными с переходом на мобильные разновидности управленческой деятельности — своего рода командной работы вне офиса. Возникают новые задачи, вытекающие из особенностей руководства «невидимыми» коллективами, особенно когда сотрудники — на разных континентах, а также из специфики проведения «виртуальных» рабочих совещаний с помощью широкополосного Интернета, больших экранов (для демонстрации чертежей, прототипов проектируемых изделий и других обсуждаемых артефактов), каналов передачи звука наряду с изображением, зачастую — также датчиков-трекеров для глаз (они фиксируют направление взгляда и тем самым облегчают для всех участников совещания слежение за тем участком артефакта, о котором ведет речь очередной выступающий в рамках дистантного обсуждения). В психологии маркетинга ставятся и решаются задачи продвижения товаров и услуг, а также брендов (существующих в сугубо Интернетной среде фирм и компаний) посредством Интернет-акций. В качестве отдельной задачи все более уверенно выступает задача определения роли мобильной связи (в особенности осуществляемой посредством смартфонов, то есть по сути миникомпьютеров с широким набором возможностей) в организации частной жизни, рабочих отношений и социального поведения: так, может быть поставлен вопрос о правомерности диагностирования своеобразной «зависимости» от мобильного телефона, в особенности у представителей молодежи. Такого рода задачи являются комплексными и должны для своего решения включать представителей разных разделов психологической науки. *** С современными актуальными проблемами киберпсихологии следует знакомиться по свежим зарубежным изданиям. Достаточно полные и достаточно свежие на сегодняшний день сборники статей — это Oxford Handbook of Internet Psychology (2007) или Psychological Aspects of Cyberspace: Theory, Research, Applications (2008). Заслуживают пристального внимания также журналы, такие как «бумажный» журнал «CyberPsychology & Behavior» или «онлайновый» журнал «PsychNology Journal» (http://www.psychnology.org). Среди русскоязычных источников можно отметить книгу Ю.М.Кузнецовой и Н.В.Чудовой «Психология жителей Интернета» (2007); переводная (в основном) книга «Человек и новые информационные технологии» (2007) несколько шире по охвату, однако в ней меньше оригинальных и актуальных материалов. Кроме того, и это естественно, наиболее актуальные материалы такого рода «рассыпаны» в виде статей в целом ряде журналов и сборников, издающихся в разных уголках страны. В целом следует ожидать, что киберпсихологическая проблематика будет постепенно «растворяться» в традиционных направлениях психологии и перестанет «выделяться» в ней как нечто специфическое, перестанет быть своего рода «островом» в психологическом знании, поскольку едва ли не все «традиционные» сферы человеческой деятельности будут все больше включать компоненты, осуществляющиеся в киберпространстве, и такие компоненты превратятся в необходимый элемент, на котором не будет акцентироваться внимание. Тогда киберпсихология постепенно утратит большую часть своей специфики, столь несомненной в настоящее время, и — за некоторыми исключениями, быть может, — превратится в исследовательскую область, занятую описанием не отдельных деятельностей, а дополнительных компонентов деятельностей или, в терминах теории деятельности А.Н.Леонтьева, действий или операций. Однако чтобы такой прогноз оправдался, в настоящее время необходимо интенсифицировать работу в области киберпсихологии. Литература 1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. Т. 19. 1998. No 1. С. 89– 100. 2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е.Войскунского. — М.: Терра-Можайск, 2000. С. 11–39. 3. Бабанин Л.Н, Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет в психологическом исследовании // Вестник Московского университе- та. Сер. 14. Психология. 2003. No 3. C. 79–96. 4. Беляева А.В., Вереникина И.М., Узиханова Б.К. Психологиче- ские особенности включения детей в телекоммуникационную среду // Психологический журнал. 1994. Т. 14. Вып. 4. С. 33–38. 5. Войскунский А.Е. Источники психологической информации в Интернете // Иностранная психология. 1997. No 9. С. 73–78. 6. Войскунский А.Е. Научная коммуникация в условиях автомати- зации // Психологические проблемы автоматизации научно-исследо- вательских работ. — М.: Наука, 1987. С. 139–158. 7. Войскунский А.Е. Гуманитарный Интернет // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е.Войскунского. — М.: Тер- ра-Можайск, 2000. С. 3–10. 8. Войскунский А.Е. Исследования Интернета в психологии // Ин- тернет и российское общество / Под ред. И.Семенова. — М.: Ген- дальф, 2002. С. 235–250. 9. Войскунский А.Е. Исследования в области психологии компью- теризации: история и актуальное состояние // Национальный психо- логический журнал. Ноябрь 2006. С. 58–62. 10. Войскунский А.Е. От психологии компьютеризации к психо- логии Интернета // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 2008. No 2. С. 140–153. 11. Войскунский А.Е., Митина О.В., Аветисова А.А. Общение и «опыт потока» в групповых ролевых Интернет-играх // Психологиче- ский журнал. 2005. Т. 26. No 5. С. 47–63. 12. Войскунский А.Е., Митина О.В., Аветисова А.А. Феномен пе- реживания опыта потока в групповых ролевых играх, опосредство- ванных Интернетом (на материале деятельности французских игро- ков) // Когнитивные исследования / Отв. ред. В.Д.Соловьев. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 207–224. 13. Войскунский А.Е., Петренко В.Ф., Смыслова О.В. Мотивация хакеров: психосемантическое исследование // Психологический жур- нал. 2003. Т. 24. No 1. С. 104–118. 14. Войскунский А.Е., Скрипкин С.В. Качественный анализ дан- ных как инструмент научного исследования // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. No 2. 2001. С. 93–109. 15. Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Роль мотивации потока в развитии компетентности хакера // Вопросы психологии. 2003. No 4. С. 35–43. 16. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е.Вой- скунского. — М.: Терра-Можайск, 2000. 17. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интерне- та. — М.: УРСС, 2007. 18. Познание и общение / Под ред. Б.Ф.Ломова, А.В.Беляевой, М.Коула. — М.: Наука, 1988. 19. Тихомиров О.К., Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Общение, опосредствованное компьютером // Вестник МГУ. Сер. 14. Психоло- гия. 1986. No 3. 20. Человек и новые информационные технологии: завтра начи- нается сегодня. — СПб.: Речь, 2007. 21. Arestova O., Babanin N., Voiskounsky A. Psychological Research of Computer-Mediated Communication in Russia // Behaviour & Information Technology. 1999. vol. 18. No 2. P. 141–147. 22.Hiltz S.R., Turoff M. The Network Nation: Human Communication via Computer. — Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1978. 23. Psychological Aspects of Cyberspace: Theory, Research, Applications / Ed. by A.Barak. — NY: Cambridge University Press, 2008. 24. Short J., Williams E., Christie B. The Social Psychology of Telecommunications. — L.: Wiley, 1976. 25.Siegel J., Dubrovsky V., Kiesler S., McGuire T.W. Group Processes in Computer-Mediated Communication // Organization Behavior and Human Decision Processes. 1986. Vol. 37. P. 157–187. 26. The Oxford Handbook of Internet Psychology / Ed. by A.Joinson, K.McKenna, T.Postmes, U.-D.Reips. — L.: Oxford University Press, 2007. 27. Voiskounsky A.E. Cyberpsychology and Computer-mediated Communication in Russia: Past, Present and Future // Russian Journal of Communication. Vol. 1. No 1. 2008. P. 78–94.

Источник: Журнал практического психолога 2010, No4 1



статья принадлежит сайту cyberpsy.ru
Яндекс.Метрика