понедельник, 3 января 2011 г.

Солодовник В.А. Влияние Интернет-коммуникаций на личность пользователя

Эта работа направлена на изучение психологических аспектов Интернет-технологий и их влияния на личность пользователя. В статье представлены результаты исследования, которых определяют взаимозависимость Интернет-коммуникации и общей коммуникативной активности человека, а также показывает какие особенности имеет Интернет-зависимый пользователь.

Происходящий в современном мире процесс информатизации общества затрагивает все большие области его существования. Одним из наиболее существенных проявлений данного процесса является возникновение и развитие глобальной сети Интернет, посредством чего все более значительная часть коммуникации как делового, так и личного характера осуществляется в виртуальной среде. Этому способствуют такие технические преимущества виртуального общения, как возможность дешевой передачи больших объемов информации на дальние расстояния, возможность коррекции и хранения передаваемой информации.
Но преимущества Интернета заключаются не только в возможностях получения, передачи и обработки информации официального, делового или научного характера. Далеко не в последнюю очередь он привлекает людей, заинтересованных в общении, выражении личностно значимых смыслов.
Дистанцированный характер и возможность анонимного общения как и возможность общаться со многими людьми одновременно, делают процесс коммуникации посредством Интернета более увлекательным, нежели в реальной социальной среде. Потому коммуникативное пространство Интернета стремительными темпами разрастается, объединяя все новые, разнородные средства.
Проблематика изучения Интернет-коммуникаций находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей, таких, как Ю.Д. Бабаева, Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, Д.В. Иванов, Д.И. Кутюгин, В.Л. Силаева, О.Г. Филатова, Дж. Семпси, В. Фриндте, Т. Келер, Т. Шуберт, J. Steuer, Sh. Turkle, K. S. Young и др. В этих трудах затрагиваются проблемы общения и взаимодействия пользователей в Сети; принципы самопрезентации личности в сетевом общении, выработки идентичности в виртуальной пространстве, особенности формирования складывающихся виртуальных общностей,
проблема интернет-аддикций.
Интернет создает множество различных форм коммуникаций. М. Моррис предлагает делить их на четыре категории:
1) асинхронная коммуникация «один на один» (электронные письма, ICQ);
2) асинхронная коммуникация «многих со многими» (например, социальные сети «В контакте»,
«Однокласники»);
3) синхронная коммуникация «один на один», «один и несколько», «один с несколькими» строится вокруг какой-либо конкретной темы (например, форумы, чаты);
4) асинхронная коммуникация, где обычно пользователь пытается разыскать сайт для получения
определенной информации и здесь можно встретить коммуникацию «многие и один», «один на один», «один и многие» (информационные порталы)[8].
В.Л. Силаева выделяет разновидность Интернет-коммуникации, названную ею «игровым общением». Она определяет его, как общение, дающее возможность самопрезентации каждому пользователю, подключившемуся к сети Интернет[5].
Неотъемлемой особенностью интернет-коммуникации является возникновение новой культуры речи, своеобразного «диалекта», понятного только пользователям сети Интернет. Причинами его появления являются транскрипизирование английских слов и терминов и опечатки, возникающие при наборе текста в режиме реального времени. Также пользователями зачастую используются специфические нормы взаимодействия, выражающиеся в допущении большей раскрепощенности, а следовательно, как большей агрессивности, так и дружелюбия.
А.Е. Войскунский отмечает, что интернет − среда по сути своей неоднородная, образованная
различными социальными средами. Неоднородность Интернета как среды поведения, а также многообразие его сервисов обеспечивает различные виды деятельности пользователя в сети [1]. Однако, хотя среды общения и деятельности в Интернете очень разнообразны и в значительной степени отличаются друг от друга, они, тем не менее, обладают общими, присущими им всем, свойствами, которые являются результатом специфики коммуникации через Интернет. Reid и Turkle выделяют следующие особенности Интернет-коммуникации по сравнению с общением в реальном мире:
1) невидимость субъекта коммуникации;
2) анонимность;
3) слабая регламентированность поведения;
4) разнообразие сред общения, видов деятельности и способов самопрезентации [6].
Многими учеными в рамках вопроса Интернет-коммуникаций рассматривается проблема социальной идентичности пользователей.
А.Е. Жичкина и Е.П. Белинская считают, что чем большее место в самокатегоризации занимает
социальная идентичность, тем ниже активность пользователей в Интернете. При этом идентификация с виртуальной социальной группой по своему влиянию на активность пользователя аналогична идентификации с реальными социальными группами: высокая степень идентификации и с реальной, и виртуальной социальной группой препятствует проявлению активности пользователей в Интернете[2].
Говоря о проблеме идентичности пользователей Интернета, необходимо затронуть феномен создания «виртуальных личностей». Ему уделяют внимание такие исследователи, как Sh. Turkle, Дж. Семпси, А.Е. Жичкина, K. S. Young. Данными авторами выделяется две группы причин создания «виртуальных личностей»: мотивационные (удовлетворение уже имеющихся желаний) и «поисковые» (желание испытать новый опыт как некоторая самостоятельная ценность) причины. В первом случае создание «виртуальной личности» несет в себе компенсаторную функцию. По мнению K. S. Young, Sh. Turkle, Семпси такая «виртуальная личность» существует как «для себя», осуществляя идеал «Я» или, наоборот, реализуя деструктивные тенденции пользователя, так и «для других» - с целью произвести определенное впечатление на окружающих[3;4;7].
Во втором случае «виртуальная личность» создается для расширения уже имеющихся возможностей реальной социализации, получения нового опыта. Так А.Е. Жичкина считает, что создание «виртуальной личности» не является компенсаторным стремлением по преодолению объективных или субъективных трудностей реального общения и взаимодействия: довольно часто «виртуальная личность» оказывается не соотносима ни с «идеальным», ни с «реальным» Я[3].
Особый интерес в рамках вопроса интернет-коммуникаций вызывает феномен интернет-зависимости. K. S. Young выделяет следующие критерии, характеризующие его:
1) критерий дезадаптации (негативное влияние использования Интернета на финансовый статус, межличностные отношения, здоровье, работу или учебу, эмоциональное состояние);
2) критерий невозможности субъективного контроля за использованием Интернета[7].
K. S. Young отмечает, что Интернет-зависимость имеет, прежде всего, личностную природу: Интернет сам по себе не имеет аддиктивной природы, но может приобретать сверхзначимость для некоторых людей в силу их личностных особенностей [7].
В рамках данной работы нами было проведено исследование, определяющие взаимосвязь
заинтересованности интернет-общением с общей коммуникативной активностью человека.
В исследовании принимало участие 30 человек, студенты и старшие школьники Г. Ставрополя. Из них 7 юношей и 23 девушки. Средний возраст опрашиваемых составляет 19,5 лет.
Исследование проводилось с помощью разработанной нами анкеты, включающей 19 вопросов. Вопросы касались частоты использования Интернета, причин его использования, предпочтений в выборе типа сайтов, положительных сторон интернет-коммуникаций, выявления признаков интернет-зависимости.
После обработки данных мы получили следующие результаты. 93% опрошенных имеют дома доступ в Интернет. Занимаются учебной деятельностью 80% респондентов, остальные 29% совмещают учебу и работу. Меньше двух часов в сутки в Интернете проводят 23% опрошенных, из них 40% не имеют домашнего доступа в Интернет. 50% реципиентов проводят в Интернете от двух до шести часов, от шести до десяти часов находятся в сети 20%, и более 10 часов 6% опрошенных. Указанное время не включает в себя выполнение учебного задания или рабочего заказа.
На вопрос о цели посещения Интернета ответы распределились следующим образом: общение – 70%, развлечение – 66%, поиск новой информации по хобби и работа (учеба) – 63%. Как видно, все предложенные варианты целей по предпочтительности у респонденов мало отличаются друг от друга. Это говорит о том, что для современной молодежи все ресурсы сети актуальны и интересны. Но тем не менее, на первом месте находится именно общение посредством Интернета, что доказывает значительную роль интернет-коммуникаций в жизни современных людей.
Данная роль также подчеркивается тем, что половина реципиентов (50%) постоянно общаются в
Интернете с другими пользователями, у 40% общение происходит время от времени. Почти не общаются в  сети 10% опрошенных. Последние делятся на людей, не имеющих домашнего доступа в Интернет и людей, предпочитающих посещать блоги.
Предпочтения в посещении сайтов тех или иных типов имеют следующий вид: сайты по интересам – 70%, социальные сети и информационные порталы – 63%, блоги – 16%, чаты – 16%. Причем 80% от общего числа посещающих чаты являются школьниками, средний возраст 16,5 лет. Это можно объяснить тем, что в чатах осуществляется процесс непосредственного интернет-общения, включающий возможность гораздо более свободного и раскрепощенного поведения, чем в реальной жизни. Причем максимальным наказанием, которое может последовать за переход всех рамок приличий, является удаление текущей «виртуальной
личности; пользователя из пространства чата. Поэтому для подростков общение в чатах весьма
привлекательно, оно дает возможность «разрядить» бунтующую часть их личности.
Что касается встреч в реальной жизни с людьми, являющимися адресатами интернет-общения, то большинство опрошенных (43%) встречаются со своими интернет-знакомыми по выходным, 37% видятся с ними каждый день, 20% − во время отпусков и каникул.
Больше всего респондентов в сети Интернет привлекает большой объем разнообразной информации  (86%), далее следует общение с большим количеством людей и возможность более эффективно справляться с работой (по 57%), хорошим источником развлечений Интернет считают 47%, для 37% он является возможностью для самореализации.
Главным в Интернет-общении опрошенные считают возможность общаться с недоступными в реальной жизни людьми 37%. Следующим преимуществом Интернета является общение с интересными собеседниками – 33%. И последним плюсом Интернет-общения является возможность общаться в реальном времени – 30%.
Для выявления признаков интернет-зависимости нами были предложены вопросы о легкости заведения новых знакомств в реальной жизни, привычном проведении досуга, конфликтах с близкими по поводу нахождения в Интеренете и другие. Мы получили следующие результаты. Большинство реципиентов (70%)
легко заводят знакомства в реальной жизни. В малознакомых компаниях стараются наладить контакт со всеми также 70% опрошенных, 30% общаются только со знакомыми им людьми.
Потребность иногда побыть в одиночестве испытывают 63% реципиентов, 27% никогда не чувствуют себя одинокими, 10% реципиентов не хватает общения с людьми.
Большинство проводит свое свободное время, гуляя с друзьями (77%), далее по популярности следует нахождение в Интернете (50%), хобби (33%), просмотр дома телевизора (20%), чтение (13%), спорт (10%).  83% опрошенных имеет хобби. Преимущественно это какие-либо творческие занятия. Преобладает увлечение изобразительным искусством – 20%.
Конфликты с близкими по поводу пребывания в Интернете часто возникают у 10% реципиентов, иногда возникают – у 37%. Большая часть опрошенных (53%) не имеет проблем с близкими по поводу нахождения в Интернете.
Желание посетить Интернет в течении дня без особых на то причин часто возникает у 40% опрошенных, иногда – у 50%, никогда не возникает – у 10%. Из этого следует, что почти все опрошенные (90%) обладают тягой к интернет-ресурсам в общем и интернет-общению в частности. Мы считаем, что такой большой количественный показатель тяги к сети говорит о специфике самого современного общества, все больше связывающего свою жизнь с виртуальным интерактивным пространством Интернета, и неизбежно начинающего зависеть от него. Использование интернет-коммуникаций играет большую роль в жизни пользователей сети и оказывает влияние на их личность, внося в нее специфические культурологические и
поведенческие особенности. Но не следует забывать о том, что сам человек является создателем этой коммуникативной среды и от него зависит то, как она выглядит, чем является и какое влияние оказывает.
Список литературы.
1. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова  // Гуманитарные исследования в Интернете. − М., 2000.
2. Белинская, Е.П. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты / Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина // Образование и информационная культура. − М., 2000.
3. Жичкина, А.Е. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета / А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская // Образование и информационная культура. − М., 2000.
4. Семпси, Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве / Дж. Семпси // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. − М., 2000.
5. Силаева, В.Л. Специфика общения в сети / В.Л. Силаева // http://www.ecsocman.edu.ru/ 6. Turkle, Sh. Parallel lives: working on identity in virtual space / Sh. Turkle // Constructing the self in a
mediated world: inquiries in social construction. − N.Y., 1996.
7. Young, K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder / K.S. Young // CyberPsychology
and Behavior. − 1998. № 3 (1).
8. Morris, M. The Internet as Mass Medium / M. Morris, C. Ogan // Journal of Communication. − 1996. Vol.
46. № 1

Автор: Солодовник В.А. ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», г. Ставрополь

Материалы. IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том второй. Общественные науки. г. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. 405 с.


Оригинал статьи можно найти здесь

Комментариев нет:

Яндекс.Метрика