вторник, 15 марта 2011 г.

Гавриченко О.В., Смолякова Т.В. Особенности саморепрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи.

Самопрезентация в блогахСтатья посвящена проблеме применения методов нарративной психологии, позволяющих реконструировать события жизни человека через призму его позиции, а также возможностям изучения нарратива в контексте психологии развития. В статье представлен анализ результатов пилотажного исследования техник саморепрезентации Интернет-дневников подростков и молодежи, рассматриваются направления дальнейшего исследования В настоящие время все большее распространение в неклассической психологии поучает методология постмодерна, подразумевающая не только использование различных парадигм и методических оснований при исследовании психической реальности, но и включение в исследование психического развития методов, позволяющих реконструировать события жизни человека через призму его позиции. Особенно важными использование нарратива становится в психологии развития. Теоретические концепции нарративной психологиии (Т.Сарбин, Г.Олпорт, Дж.Бруннер, К.Герген, А.Керби, Ч.Тейлор и др.) закючаются в том, что смысл человеческого поведения выражается с большей полнотой в повествовании, а не в логических формулах и законах, поскольку понимание человеком текста и понимание самого себя аналогичны. Человек достигает самопонимания через нарратив, выделяя в жизненном потоке определенные моменты, обладающие для него смыслом и оценочным значением. В «практике» нарратива главной задачей является изучение индивидуальных случаев или в целом биографий обычных людей для конструирования на их основе типичных моделей психических структур. Нарратив в этой парадигме исследования рассматривается как средство организации личного опыта, отражающее эмоциональное состояние рассказчика. Анализ нарративов основан на идеях интертекстуальности (все, что автор узнал до создания своего текста, невольно и неосознанно прорывается в его «творении»), множественной интерпретации и неотделимости текста от контекста, диктующего его оценку и проводится при помощи контент-аналитических методов. Таким образом, дневниковые записи мы можем рассматривать как материал для нарративного метода изучения. В этих записях мы находим субъективное отражение переживаний и поведения подростка, которые могут помочь и психологу и самому подростку в решении психологических трудностей возникающих на данном возрастном этапе. Нарратив в этом случаи – это жизненная история, рассказанная подростком не собеседнику, а записанная им на страницах дневника Дневниковые записи дают нам особую возможность более точно узнать субъективное восприятие проблем подросткового возраста. Первой в психологии развития изучала дневники подростков Ш.Бюлер (Ремшмидт). В ходе исследований ей удалось выявить то, что юноши ведут дневник главным образом в ранний период взросления. Для них в дневнике главным является фактическая информация. В нем протоколируются и структурируются события прошедшего дня. Содержание дневниковых записей у юношей касается их самих или тех, с кем они связанны совместными занятиями или соперничеством. Девушки позже начинают вести дневник, но не расстаются с ним дольше. Они находят в нем верного товарища в решении своих повседневных проблем. Их больше занимают эмоциональные проблемы и духовная близость. В своих записях девушки чаще используют прямую речь, и они сильнее стремятся сохранить дневник в тайне. В настоящие время мы можем также выделить современный вид дневника, который в последние годы становиться все более популярным в среде подростков и молодежи. Это так называемые «Блоги» – ведение дневника через Интернет. Блог (англ. blog, от web log, «сетевой журнал или дневник событий») – это веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Отличия блога от традиционного дневника в том, что блоги обычно публичны или доступны хотя бы определённому множеству пользователей сети Интернет. Ведение дневника изначально не предполагает чтения этих записей посторонним человеком, а блоги, напротив, доступны сторонним читателям, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах). В этой связи блоговые дневниковые записи являются не только личным психологическим переживание автора, но и темой для обсуждения других посетителей его веб-странички. В блогах по-прежнему могут сохраняться те же психологические функции, что и в обычных дневниках (фиксация воспоминаний, катарсис, функция самопознания, функция замены друга, функция самовоспитания, компенсаторная и творческая функция). На страницах своих виртуальных дневников подростки и молодежь используют различные техники самопрезентации по созданию своего виртуального «Я». По мнению исследователей Интернет-пространства, конструирование виртуальной личности (англоязычный аналог данного понятия – virtual identity) является наиболее типичной стратегией саморепрезентации в сети. В реальном социальном взаимодействии человек более ограничен в возможностях управления информацией о себе рамками реально воспринимаемого собеседником пола, внешности, признаков социального статуса, профессии, национальности, возраста. В Интернет же, по словам самих пользователей, «все зависит от твоего умения быть разным, и от желания быть таковым» (5). Невидимость означает возможность изменения внешнего облика, а так же позволяет полностью редуцировать невербальные проявления. Отсюда основная особенность виртуальной самопрезентации, которая признается большинством исследователей – это возможность почти абсолютного управления впечатлением о себе [Жичкина, Белинская, 1999]. Реализуясь в киберпространстве, виртуальное общение коренным образом отличается от общения как межличностного взаимодействия в реальном пространстве. Одним из наиболее ярких примеров виртуального общения является общение посредством сети Интернет. На основе анализа работ Е.П.Белинской, А.Е.Жичкиной, И.С.Шевченко и других исследователей мы можем выделить следующие, тесно связанные между собой и взаимообусловленные характерологические особенности коммуникации в Интернет–пространстве: Анонимность участников коммуникации. Виртуальное Я человека – то есть Я, «предъявляемое другим в виртуальном пространстве», может коренным образом не совпадать ни с Я реальным, ни с Я «предъявляемым в реальном общении». Физическая непредставленность участников коммуникативного акта. В процессе общения в Интернет исходно полностью отсутствуют индикаторы социальной позиции человека и невербальное поведение. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия. В условиях отсутствия невербальной информации сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере. Относительная психологическая безопасность. Человек в сети может проявлять большую свободу высказываний и поступков, так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален Отсутствие единства пространства и времени, которое характерно для реальной жизни. Виртуальная реальность позволяет «быть в одно и то же время в разных местах»: одновременно общаться с людьми из других стран, часовых поясов. Ощущение пространства (а в данном случае киберпространства) является субъективным переживанием, на которое оказывает влияние прежде всего организация и дизайн виртуального ресурса. Характер коммуникации – почти исключительно письменный. Большинство сред коммуникации в Интернет – текстовые. Ограниченное сенсорное переживание, трудности выражения эмоций. В Интернет-пространстве теряют свое значение невербальные средства общения, которые играют значительную роль в реальном общении. Тем не менее, виртуальное общение протекает достаточно эмоционально. В процессе письменного общения, практически каждый участник дополняет свое высказывание определенными символами. То есть происходит частичная компенсация с помощью специально разработанной знаковой системы передачи эмоциональных состояний (смайлы и др.).

Схема исследования

Особенности самопрезентации личности в сети Интернет мы можем исследовать на примере блогов – Интернет-дневников подростков и молодежи. Цель исследования– изучить особенности техник самопрезентации подростков и молодежи в Интернет-дневниках. Задачи исследования: Проанализировать теоретические основы нарративной психологии, особенности общения и самопрезентации в виртуальном пространстве. Разработать и провести пилотажное исследование техник самопрезентации методом контент-анализа: выделить единицы анализа текста Интернет-дневников (блогов); разработать специальные бланки для фиксации данных контент-анализа. Определить дальнейшие направления исследования нарратива и техник самопрезентации в виртуальном и реальном общении подростков 15–16 лет и молодежи 21–23 лет. Объект исследования: Интернет-дневники (блоги) подростков 15–16 и молодежи 21–23х летнего возраста. Предмет исследования: техники самопрезинтации используемые молодежью в виртуальном пространстве общения. Метод исследования. Изучения текста методом контент-анализ. Единица анализа – блог, размещенный в Интернете дневник одного пользователя. Запись в блоге включает в себя заголовок, содержание, дату обновления и постоянную ссылку. Выборка испытуемых. В пилотажном исследовании мы проанализировали 28 блогов. Для исследования техник самопрезентации и особенностей общения молодежи в Интернет-пространстве нами был выбран ресурс «Живой журнал» (URL: LiveInternet.ru). К сетевому ресурсу предъявлялись следующие требования: Ресурс должен быть русскоязычным. Основным контентом должны быть высказывания пользователей, содержащие их саморепрезентации. Ресурс должен быть популярным. Большинство записей общедоступны. Из 28 Интернет-дневников – 14 блогов авторов в возрасте 15–16 лет, 14 блогов авторов 21–23 лет; 50% испытуемых женского пола и 50% – мужского пола. При этом отбирались лишь те блоги, в которых авторы обозначали свой пол и возраст, поскольку эти данные являются значимыми для нашего исследования.

Результаты исследования

В ходе пилотажного исследования нами были получены следующие данные. В первой группе Интернет – дневников у подростков в возрасте от 15 и до 16 лет используются следующие техники самопрезентации. У девочек в большинстве случаев из техник самопрезентации в Интернет-дневниках встречается самоописание и текстовое повествование – 100 % по обработанным данным контент-анализа. У мальчиков данной возрастной группы эта техника самопрезентации составляет 85,7%. Кроме того, активно используются дополнительные визуальные средства как техники самопрезентации. Особенно активно подростки размещают в своих виртуальных дневниках различные рисунки (у 100% девочек и 85,7% мальчиков), а так же фотографии (у 85,7% мальчиков и 71,4% девочек). Ссылки на другие ресурсы разместили 85,7% девочек и 71,4% мальчиков. Так же популярно среди подростков размещение аудиофайлов (например, любимых песен) в своих виртуальных дневниках. По данным нашего анализа, такая техника самопрезентации используется у 71,4% мальчиков и девочек. Менее активно подростки размещают в своих дневниках видеофайлы (42,8% мальчиков и 28,5% девочек). Интересно отметить, что подростки в своих виртуальных дневниках используют цитаты из художественной и поэтической литературы. Девочки прибегают к такому цитированию в большей степени, нежели мальчики. Это выражается в следующем процентном соотношении: у девочек 57,1 % проза, 42,8 % стихи; у мальчиков – 28,5 % проза, 42,8 % стихи. В Интернет-дневниках подростков также встречаются данные различных психологических тестов (онлайн-тестирование) – у девочек 71,4 %, у мальчиков 57,1%. Большинство сайтов онлайн-тестирования предлагают пользователю разместить полученные результаты прохождения теста в его виртуальный дневник. Кроме того, данные онлайн-тестирования отображаются в виртуальном дневнике таким образом, что любой читатель дневника может тут же по указанной ссылке перейти на заинтересовавший его тест и тоже пройти его. В качестве особой техники самопрезентации в виртуальном дневнике мы выделили заполнение анкеты для знакомств. Такая анкета является стандартизированной (существует единый шаблон для всех пользователей) и, как правило, включает в себя фотографию автора виртуального дневника, а так же графы «ожидание от знакомства» и «подробнее обо мне». Графа «ожидание от знакомства» предполагает ответы на вопросы «цель знакомства», «возрастная группа», «о тебе». Графа «подробнее обо мне» предполагает ответы на вопросы, касающиеся внешности автора, семейного положения, профессии, жизненных приоритетов, увлечений и т.п. Анкета для знакомства, по данным контент-анализа, более активно размещается девочками, чем мальчиками – 57,1 % и 14,2 % соответственно. Во второй группе Интернет-дневников у молодежи в возрасте от 21 и до 23 лет используются следующие техники самопрезентации. Юноши и девушки преимущественно самопрезентуют себя с помощью техник самоописания и текстового повествования – 100% и 85,7% соответственно. Кроме того, в Интернет-дневниках молодежи, как и в дневниках подростков, ведущими остаются техники самопрезентации через дополнительные визуальные средства. Наиболее активно используются фотографии (у 100% юношей и 85,7% девушек) и рисунки (у 100% девушек и 85,7% юношей). Кроме того, актуальным остается размещение в виртуальных дневниках ссылок на другие ресурсы. Такая техника самопрезентации, по результатам проведенного контент-анализа, встречается в Интернет-дневниках 85,7% у девушек и 71,4% у юношей. Размещение аудиофайлов и видеофайлов чаще встречается у девушек (57,1% и 42,8% соответственно), чем у юношей (42,8% и 14,2 % соответственно). Молодежь, как и подростки, в своих виртуальных дневниках нередко использует цитаты из художественной и поэтической литературы. При этом девушки так же прибегают к такому цитированию чаще, чем юноши. Об этом свидетельствуют в следующие данные контент-анализа: у девушек 57,1 % проза, 71,4 % стихи; у мальчиков – 42.8 % проза, 42,8 % стихи. Размещение данных онлайн-тестирования также оказалось широко используемым в Интернет-дневниках молодых людей. Такие данные предпочли указать 71, 4% юношей и девушек. Однако, в отличие от подростков, анкеты для знакомств в своих виртуальных дневниках молодежь практически не размещает. Такая техника самопрезентация в виртуальных дневниках встречается лишь у 14,2 % девушек. При ведении виртуального дневника никто из подростков и молодежи полностью не сохранил анонимность. Среди подростков указали свои ФИО 42, 8% мальчиков и 28, 5 % девочек. Свои личные фотографии разместили 71, 4% мальчиков и 85, 7% девочек. Кроме того, 28,5% девочек указали свой номер телефона. Среди мальчиков ни один исследуемый номер телефона не указал. Среди молодежи указали ФИО 28, 5% юношей и 42,8% девушек. Личное фото разместили 71, 4 % юношей и 71,4% девушек. Номер телефона не указал ни один исследуемый Посредством Интернет-дневника подростки и молодежь высказывают личное мнение, свои эмоциональные переживания и личное отношение к обсуждаемой теме или проблеме. Так в виртуальных дневниках подростков самая комментируемая запись имела форму личного высказывания у 71,4% мальчиков и 85,7% девочек. Форму вопроса имели записи у 14,2 % мальчиков. У 14,2% девочек и 28,5% мальчиков были другие формы записей. Темы большинства таких записей мы отнесли к категории «эмоциональное переживание» (42,8% мальчиков и 71,4 % девочек). Кроме того, 14,2 % мальчиков и девочек подростков рассказывали в этих записях о событиях своего дня. Темы записей 42,8% мальчиков были отнесены к категории «другое». Среди молодежи самая комментируемая запись Интернет-дневника также была преимущественно в форме личного высказывания (у 85, 7% юношей и 71, 4% девушек) У 14,2% юношей записи были в форме вопроса. У 14,2% юношей и 28,5% девушек были другие формы записей. В Интернет-дневниках молодежи у 42, 8% юношей и девушек наиболее комментируемые записи были посвящены их эмоциональным переживаниям. Если раньше в реальных дневниках подростки и молодые люди фиксировали события текущего дня, то в Интернет-дневниках такие записи полностью отсутствуют. Об этом говорят данные, полученные в ходе нашего исследования. Так события дня не обсуждались ни у мальчиков, ни у девочек. Темы записей 42,8% мальчиков и 57,1% девочек были отнесены к категории «другое».

Заключение

На основе данных полученных нами в ходе пилотажного исследования можно сформулировать следующие выводы.
  1. Виртуальные дневники подростков и молодежи являются источником психологической информации и представляют собой нарратив, который можно изучить методом контент-анализа.
  2. Ведущими техниками самопрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи являются: самоописания и текстовые повествования; дополнительные визуальные средства, в особенности рисунки, фотографии, аудиофайлы и ссылки на другие ресурсы, а так же большинство подростков и молодежи предпочитают самопрезентовать себя при помощи данных онлайн-тестирования. В меньшей степени используются средства художественной литературы (стихотворения и проза), а так же менее распространено размещение в блогах анкеты для знакомств.
  3. Большинство подростков и молодежи лишь частично сохранили свою анонимность при ведении виртуального дневника, разместив свои личные фотографии. Некоторые авторы виртуальных дневников указали свои ФИО, а так же в единичных случаях был указан номер телефона.
  4. Наиболее популярные записи блогов молодежи имеют форму личного высказывания. В единичных случаях встречается форма вопроса, а так же некоторые другие формы записей.
  5. Тематика наиболее популярных записей отражает в основном эмоциональные переживания, человека ведущего Интернет–дневник. В единичных случаях темой записи служили обращения к друзьям автора данного виртуального дневника (вопрос как призыв к общению), а так же были затронуты некоторые другие темы.
  6. Одной из центральных функций современного виртуального дневника является коммуникативная функция, поскольку практически у 100% участников исследования были комментарии к их записям, а так же имелись «друзья блога». Эта функция отсутствует у реальных дневниковых записей, поскольку они не предназначены для чтения другими людьми. При этом Интернет-дневник сохранил в себе психологические функции присущие реальным дневникам. Все испытуемые используют блог как дневник, фиксируя в нем свои воспоминания и размышления. Блоги большинства пользователей осуществляют функцию катарсиса, так как записи отражают те чувства и эмоции, которые испытывают молодые люди. Использование данных онлайн-тестирования в качестве техники самопрезентации в блоге свидетельствуют о том, что Интернет-дневник для этих пользователей реализует функцию сапопознания. Кроме того, виртуальный дневник несет творческую функцию (блог является заменой собственного сайта), которая реализуется в оформлении блога и использовании различных техник самопрезентации в блоге (размещение стихотворений собственного сочинения, аудиофайлов и т.п.).
Данное исследование позволило нам уточнить методику проведения контент-анализа по текстам виртуальных дневников; зафиксировать некоторые возрастные и гендерные различия в виртуальной коммуникации и самопрезентации у молодежи. Так, подростки более активно используют аудиофайлы для самопрезентации, чем молодежь. Девушки как подросткового, так и юношеского возраста в большей степени используют средства художественной литературы для самопредъявления в виртуальном дневнике. Размещение анкеты для знакомств наиболее актуально оказалось для девочек подросткового возраста. Номер своего телефона так же оставили лишь девочки подросткового возраста. Тематика наиболее популярных записей блогов юношей более разнообразна. В подростковом возрасте у девочек среди наиболее комментируемых записей блогов наиболее актуальным являются темы, связанные с категорией эмоциональных переживаний. В дальнейшем мы планируем в соответствии с разработанной нами методикой провести контент-анализ большего количества виртуальных дневников. Кроме того, мы планируем провести исследование нарративных историй и техник самопрезентации в «реальной» группе испытуемых; выявить наиболее популярные темы в виртуальном и реальном общении у подростков и молодежи. При этом мы будем использовать метод анкетирования для «реальной» группы молодых людей в возрасте 15–16 и 21–23 лет. Итак, на страницах Интернет-дневников подростки и молодежь фиксируют социокультурный контекст собственной жизни, реконструируют жизненные события через призму личностной позиции – блоги являются нарративом, который предполагает фиксацию уникального индивидуального опыта. Литература Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс] // Флогистон: сайт. 1999. 14 февраля. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy (дата обращения: 13.10.2008). Калмыкова Е.С., Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: рассказы пациентов о личной истории // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. N 1–2. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М.: Мир, 1994. Шевченко И.С. Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении [Электронный ресурс] // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий: Интернет-конф. (01.02.2001 – 01.05.2001). Секция 4. Особенности идентичности у пользователей Интернета. URL: http://psynet.by.ru/texts/shev1.htm (дата обращения: 30.05.07).

Авторы:

Гавриченко Оксана Владимировна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии, Московский педагогический государственный университет, ул. Госпитальный Вал, д. 4, 111020 Москва, Россия. E-mail: Oksana-danshina@rambler.ru Смолякова Т.В. Студентка магистратуры по направлению «Социальная психология развития», факультет дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, ул. Госпитальный Вал, д. 4, 111020 Москва, Россия. E-mail: tatyana-86@inbox.ru

Источник:

Гавриченко О.В., Смолякова Т.В. Особенности саморепрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 1(1). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.03.2011).



from inetpsy.ru
Яндекс.Метрика