пятница, 25 февраля 2011 г.

Асмолов А.Г. Синдром Вельда, или Поколение, ушедшее в виртуальный мир

В свое время меня поразил рассказ фантаста Рэя Брэдбери «Вельд». В этом небольшом рассказе, который также выходил на русском языке под названием «Детская комната», Рэй Брэдбери повествует об извечном конфликте отцов и детей. Кстати, меня всегда удивляло, почему конфликт поколений с легкой руки И.С. Тургенева прочно вошел в культуру как конфликт отцов и детей, а о матерях почему-то забыли. Но как бы мы ни называли конфликт поколений, Рэй Брэдбери еще в шестидесятые годы доводит его до драмы в стиле мрачного триллера, избирая в качестве сцены особый мир – виртуальную реальность. Он описывает ситуацию, в которой дети день за днем воплощают в детской комнате, сконструированной по образу и подобию виртуальной реальности, свои несбывшиеся желания, фантазии и мечты. Эти фантазии оживают в буквальном смысле слова… и грань между физической и виртуальной реальностью стирается.И происходит страшное… Родители, которые символизируют для детей запреты, наказания, правила послушания… день за днем слышат доносящиеся из детской комнаты полные ужаса и отчаяния крики людей, чьи голоса кажутся им до боли знакомыми. Однажды они заходят в детскую комнату и… оказываются в виртуальной реальности, рожденной фантазиями их собственных детей. На них со всех сторон надвигаются львы. И только тогда взрослые понимают, чьи голоса они слышали в детской комнате. Синдром избавления детьми от родителей, распада, пользуясь исторической фразой Шекспира, связи времен… и называют синдромом Вельда. Я далек от тех людей, которые, сталкиваясь с подрастающим поколением, произносят сакраментальную формулу: «Ну и молодежь пошла!» Сетования взрослых на растущее поколение находят и на папирусах Древнего Египта, и в клинописях Вавилона. Во все времена взрослое поколение разражалось каскадом претензий к тем, кто идет ему на смену. Речь идет не об этих банальностях, а совсем о других вещах. Нечего на зеркало пенять, коли рожа, увы, крива. Нечего во всех грехах обвинять поколение детей и подростков, когда мы с вами сами старательно помещаем их в «детские комнаты» и оснащаем эти комнаты компьютерными играми, построенными по правилу «Убей ближнего своего». Кто заигрался: мы или наши дети? Давайте же вместе задумаемся, какие опасности в нашей с вами реальности поджидают нас, когда наши дети с раннего возраста начинают жить в мире компьютерных игр. Именно жить, а не только играть. Не возникает ли у детей в виртуальном мире виртуальная ответственность? Не превратится ли из-за несущих образцы агрессии и насилия компьютерных игр связь между поколениями в такую войну миров, которая и не снилась Герберту Уэллсу — автору произведения «Война миров»? Эти вопросы все больше и больше тревожат меня, когда я вглядываюсь в «племя младое, незнакомое». И порой во весь голос хочется закричать при виде детей, уходящих в виртуальную реальность: «Вернитесь!» Но может быть, эти страхи терзают только мое сознание… Не знаю. Поживем — увидим.

from inetpsy.ru
Яндекс.Метрика