пятница, 21 января 2011 г.

Самый новый мир

Чем современные дети отличаются от нас, как они мыслят, каким образом предпочитают действовать, каков мир, в котором они собираются жить? Своими соображениями с "Известиями" поделился ведущий специалист по психологии компьютерной и сетевой коммуникации, завлабораторией психологии интеллектуальной деятельности и информатизации психфака МГУ Александр Войскунский.

Как они понимают себя

У нынешних детей - новое представление об индивидуальности. В отличие от нас они убеждены, что коллектив, команда, сообщество не девальвируют личность, а, напротив, помогают ей развиваться и правильно действовать в общих интересах. То есть они способны оценить и разделить не только индивидуальные, но и коллективные ценности. В сущности, это идеальные наемные работники, хотя многие из них предпочли бы открыть собственный бизнес. Они быстро воспринимают цели и идеалы организации и согласны выполнять любую работу, быстро реагируя на ситуацию. Предпочитают играть по правилам, как, например, это делают участники сетевой компьютерной игры. Они умеют создавать гильдии, команды, отряды, чтобы сообща выработать план действий и добиться результата. Охотно берут на себя инициативу, лидерство. Но, что интересно, никогда за него не держатся. Поруководил - передал ответственность другому. Если нужно, снова вернулся в процесс.

Как они думают и действуют

Важное понятие, применимое к современным детям, - multitasking - многозадачность. Они одновременно смотрят телевизор, что-то набирают в компьютере, отвечают на почту, пишут SMS, говорят по телефону. Иногда невозможно определить, отвлекаются они или, наоборот, эффективно решают свои задачи. Очевидно, что они быстрее взрослых считывают информацию, но ее длина и глубина сокращаются. Например, долгое чтение негативно влияет на способность детей мыслить - оно их напрягает. К этому следует добавить импульсивность и потребность действовать, не проанализировав последствия. Получил информацию - тут же отвечаю, не дочитав до конца. С учетом вышесказанного неминуема полная ревизия системы и даже традиции образования - учиться по старинке нынешние дети не хотят. Вероятно, мы постепенно придем к американской схеме образования, когда студенты не записывают лекции в тетрадку, а приходят на занятие с ноутбуком и постоянно спрашивают педагога, сравнивают сказанное им с найденным в интернете. Традиционные педагоги считают, что нужно знать назубок таблицу Менделеева или помнить точные даты исторических событий, но невозможно объяснить современным детям, зачем это нужно, если есть интернет. Они хотят получить нечто главное, а детали уточнить самостоятельно в Сети.

Как они взрослеют

Интернет существенно изменил прежние представления о социальной иерархии, создал новые типы коммуникаций, а значит, и новых героев. В сущности, ребенок сегодня становится полноправным членом общества вне зависимости от его возраста и опыта, а почти мгновенно, как только получает доступ в интернет. Теперь он может на равных общаться и спорить с людьми любого социального статуса и жизненного опыта. Вообще иерархия социального опыта сменилась иерархией общечеловеческих знаний. В результате возникает уникальная ситуация - взрослым людям для успешной ориентации в современности приходится обращаться к опыту младших поколений, а не наоборот, как прежде.

В каком мире они будут жить

Бог его знает… Проще сказать, что нам в этом мире точно нечего делать. Например, с уверенностью можно утверждать, что нам было бы неуютно в ситуации, когда индивидуальность, личность со всеми ее стремительно устаревающими аксессуарами наподобие авторского права не признавалась бы абсолютной, безоговорочной ценностью. То есть в мире наших детей, для которых так называемый "копипаст" считается общепринятым способом получения знаний, навыков и одной из основ коммуникации, Билл Гейтс точно не смог бы стать самым богатым человеком планеты даже к 50 годам. Что уж говорить о нас, простых смертных.


Оригинальную версию статьи можно найти здесь
Яндекс.Метрика