Общепринятого термина для обозначения исследования, выполненного с помощью Интернета, еще нет. В последнее время все шире употребляются термины "онлайновое (on-line) исследование", "исследование в Интернете (WWW)" или "веб-экспери- мент" (Бабанин, Смыслова, 2001; Joinson, Buchanan, 2000; Musch, Reips, 2000). Мы предпочитаем говорить об "исследовании, опосредствованном Интернетом" — ИОИ.
Если рассматривать метод исследования как способ взаимодействия исследователя с объектом (Дружинин, 2000), то логично говорить о таких методах ИОИ, как наблюдение, измерение, эксперимент (или квазиэксперимент). С позиции участника такой эксперимент чаще всего выглядит как сетевой опрос.
2. Различаются три основных варианта проведения сетевых опросов: посредством электронной почты (ЭП-опросы), онлайновые (веб-опросы) и оффлайновые.
В случае ЭП-опроса респондент получает анкету по своему электронному адресу (предварительно ему посылается запрос о согласии на участие в исследовании) и заполняет ее в удобное для него время, а затем отправляет обратно по ЭП. Подключение к Интернету требуется только при получении и отправке писем. ЭП-опросы появились раньше других разновидностей сетевых опросов, и некоторые респонденты относятся к ним как к анахронизму, но исследователи по-прежнему признают их достаточно эффективными.
Методики проведения ЭП-опросов постоянно совершенствуются, так как при всей кажущейся простоте данный процесс сталкивается с немалыми трудностями технического и этического характера. Технические проблемы касаются способов получения определенных электронных адресов, составления конкретной выборки респондентов, а также обработки ответов. Этические проблемы связаны с отрицательным отношением пользователей Интернета к посланиям от незнакомцев, так как там может содержаться назойливая реклама ("спам"), а иногда и компьютерные вирусы. Письмо с исследовательской анкетой может быть задержано антиспамовыми программами или сам адресат может ошибочно квалифицировать его как "спам" и предпринять ответные действия: отослать обратно с яростной отповедью; послать "в наказание" исследователю письмо с вирусом или чрезвычайно большое по объему; внести адрес исследователя в "черный список", чтобы его сообщения не пропускала программа-фильтр; потребовать от провайдера закрыть отправителю непрошеных сообщений доступ в Интернет.
В случае онлайнового опроса респондент заходит (по собственной инициативе или по приглашению) на веб-страницу, содержащую анкету, и отвечает на вопросы. Потенциальные участники узнают об опросе из объявлений на популярных сайтах, из персональных писем, разосланных по ЭП, а также из сообщений в тематических ньюсгруппах, в списках рассылки банеров (рекламных графических изображений) и т.п. Онлайновые анкеты просты в работе: вопросы чаще всего закрытые, и для выбора ответа бывает достаточно "кликнуть" на пункте меню. Метод позволяет оперативно контролировать заполнение анкеты и обрабатывать данные, однако он чувствителен к надежности и быстроте соединения по типу "клиент—сервер", так как во время просмотра и заполнения анкеты компьютер респондента должен быть подключен к Интернету: при медленном открытии веб-страницы с анкетой или при технических сбоях респондент может утратить желание довести работу до конца.
Веб-страница с анкетой может быть пассивной, но может бьггь и активной — способной производить некоторые действия на компьютере респондента, считывать (фиксировать) технические параметры информационной среды (Batagelj, Vehovar, 1998). Это позволяет предусмотреть варианты анкет, различия между которыми соответствуют формальным критериям (например, типу браузер-программы, установленной на компьютере респондента). Однако подобная активность сервера часто вызывает неприятие у "клиента", который может заподозрить исследователя в реализации каких-то скрытых неблаговидных целей, поэтому применение пассивных веб-страниц хоть и менее информативно, зато более надежно.
При оффлайновом опросе респондент "скачивает" анкету на свой компьютер и заполняет в удобное для себя время, а сформированный протокол с ответами пересылает по ЭП на веб-сайт исследователя. Подключение к Интернету требуется только при "скачивании" и отправлении заполненной анкеты.
Для проведения интервью, опросов и обсуждений посредством Интернета применяются (пока не особенно широко) корпоративные или коммерческие системы организации компьютерных видеоконференций, а также системы голосовой связи (Интернет- телефония) или дистанционной поддержки тематических фокус- групп. Ниже будут рассмотрены особенности проведения с помощью Интернета эксперимента и квазиэксперимента.
3. С 1995 г. количество экспериментальных ИОИ постоянно увеличивается (Musch, Reips, 2000). Тематика их разнообразна: познавательные процессы, дифференциальная психология, групповая динамика, психолингвистика, математическая психология и др. Используются довольно сложные процедуры предъявления стимульного материала, регистрируются не только сами ответы, но и, например, время реакции. Многие эксперименты потребо- , вали дополнительных усилий и от экспериментаторов (по созданию специальных программ), и от испытуемых (по "скачиванию" дополнительного программного обеспечения, заполнению большого количества анкет и пр.).
Когда проверяется гипотеза путем варьирования независимой переменной, то имеет место эксперимент, но для испытуемого данное исследование может выступать как опрос. В традиционном варианте опроса-эксперимента эквивалентные группы респондентов получают разные варианты анкеты. Однако информационные технологии позволяют выбирать более гибкие схемы вплоть до составления различных наборов вопросов для каждого участника по определенному плану. При фиксированной анкете в качестве независимой переменной может быть выбрана популяция (например, так проводятся этнопсихологические исследования) или, наоборот, для эквивалентных групп испытуемых могут варьироваться контексты предъявления неизменной анкеты, когда дополнительная информация предоставляется, изымается или по определенному плану изменяется.
4. Следует отметить, что для ИОИ термин "испытуемый" не вполне уместен. "Онлайновые испытуемые" — это полноправные участники исследования, поскольку они, как правило, значи- ; тельно лучше информированы о целях и задачах эксперимента (да и о его результатах), чем испытуемые в традиционном исследовании, и находятся в ином отношении к экспериментатору — менее зависимы и менее управляемы. Правда, из-за обширной географии Интернета в исследование могут включиться люди, испытывающие лингвистические и содержательные затруднения в понимании инструкций и заданий, например иностранцы и несовершеннолетние дети. Будучи настойчивыми и любознательными, но не понимая заданий (полностью или частично) и выполняя их не по предусмотренной исследователями схеме, они в конечном счете искажают общие результаты. Вероятность подключения таких лиц повышается, если участие в исследовании поощряется "бонусами" — материальными или символическими наградами (например, подпиской на дополнительные сетевые услуги или ресурсы) и не все участники являются бескорыстными волонтерами ("self-selected" - Walsh et al., 1992).
5. Серьезная процедурная проблема ИОИ — невозможность контроля за соблюдением экспериментальных условий. Деятельность участников ИОИ может оказаться неоднородной из-за влияния многочисленных и разнообразных побочных переменных. И дома и в офисе люди могут пить чай, отвлекаться на телефонные разговоры, зачитывать вслух и обсуждать с окружающими тестовые задания, пользоваться чужими рекомендациями при ответе на тот или иной вопрос, строить гипотезы относительно "истинных" целей эксперимента, совершать повторные попытки под своим или под иным именем. Похожие проблемы возникают и при почтовом опросе.
Пытаясь компенсировать рост случайной составляющей зависимой переменной и снижение надежности, исследователи, как правило, увеличивают количество участников эксперимента, а также используют косвенные методы контроля их работы (например, регистрируют время генерирования ответов: сверхдлинные паузы вызывают подозрение), но эти методы еще только разрабатываются и пока не вполне надежны. Другая форма контроля — "ужесточение" процедуры регистрации участников (например, их просят предоставить более обширную информацию о себе с целью отобрать наиболее ответственных). Налицо попытка ввести дополнительную переменную "доверие к участнику", положительный полюс которой складывается из комплекса наблюдений за респондентом и в чем-то аналогичен "кредитному рейтингу клиента" в банковском деле. Часто основу адресной базы нового исследования составляют участники предыдущих исследований — ведь о них уже многое известно. Так, Дж. Бэрон "пользуется списком из 700 испытуемых, каждый из которых участвовал в среднем в 9 исследованиях" (Baron, Siepman, 2000, р. 235). Наиболее комплексно эта проблема решается подбором постоянных испытуемых в онлайновых лабораториях (Ромек, Сатин, 2000). Иногда исследователи обмениваются адресными базами. Практикуется и формирование так называемых "панелей респондентов" — при этом обычно ставится задача выполнения репрезентативных ИОИ. Однако не для каждого психологического исследования может быть рекомендовано обращение к таким "профессиональным" испытуемым.
Ослабление контроля исследователя за процедурой заполнения анкеты порождает определенные технические проблемы. К примеру, встречаются многократные отправления несовпадающих ответов с одного и того же электронного адреса (возможно, сослуживцами или членами семьи, но, может статься, и одним человеком). Опыт показывает, что случаи недобросовестности респондентов весьма немногочисленны. Практикуемые методы выборочного контроля, как и обязательного уточнения повторных отправлений ответов, имеют много общего с контролем при почтовом опросе или опросе с помощью традиционных СМИ. Ослабление процедурного контроля и анонимность могут способствовать уменьшению количества ответов в духе социальной желательности. Еще в 1970-е гг. был подмечен феномен повышенной готовности к искренности и "самораскрытию" при компьютеризированных опросах: респонденты проявляют склонность к меньшей скрытности и сообщают о себе больше противоречащих позитивному образу самих себя фактов и мнений, нежели интервьюеру "из плоти и крови" (Sproull, Kiesler, 1991). Неоднократно проверялось, что подобное "самораскрытие" — не проявление шутливого настроения и не самооговор: сообщенные в ходе компьютеризированного интервью или опроса сведения, о которых в обществе принято умалчивать (о дурных наклонностях, семейных проблемах и неладах с законом), по большей части оказывались верными (Cooper, Scherer, Mathy, 2001).
ИОИ накладывает серьезные ограничения, например, на применение шкал лжи: вопросы такой шкалы должны быть особенно сильно закамуфлированы. Отдельного внимания заслуживает вопрос о сокрытии истинных целей исследования. Действительная необходимость в таком сокрытии имеется не всегда, но если это делается, то следует избегать случайных оговорок. Дело в том, что участники ИОИ нередко задают исследователю встречные вопросы, на которые он обязан оперативно ответить.
Надо сказать, что имеется тесная взаимосвязь между доверием экспериментатора к участнику и доверием участника к экспериментатору. Причем последнее имеет огромную ценность: любая небрежность исследователя по отношению к потенциальным участникам, малейшая попытка ввести их в заблуждение или просто обмануть могут обессмыслить не только настоящее или будущее его исследование, но зачастую и всю сетевую активность той организации, которую он представляет. Ведь пользователи Интернета активно обмениваются информацией, эта информация распространяется быстро и сохраняется долго. Немаловажную роль в процедуре ИОИ играет предоставление участникам возможности высказать свое мнение по поводу эксперимента; поэтому рекомендуется помимо веб-страницы с анкетой предусмотреть еще и канал обратной связи с экспериментатором, а также форум для обмена мнениями участников исследования.
6. Применяются два основных способа определения внешней валидности сетевого эксперимента: сравнение его результатов с результатами лабораторных исследований, проведенных в традиционных условиях; сравнение результатов ИОИ с теоретически предсказанными тенденциями (Reips, 2000). Первый способ базируется на представлении о достаточно высокой валидности лабораторных исследований, однако на самом деле это не так. Психологам хорошо известны недостатки лабораторных исследований (Корнилова, 2002; Шихирев, 1999; Reips, 2000): а) многие эксперименты проводятся на однородных выборках, состоящих преимущественно из студентов психологических факультетов, что не может не сказываться на репрезентативности полученных данных; б) многие эксперименты проводятся в своеобразных условиях конкретной лаборатории, так что даже воспроизвести полученные результаты бывает зачастую затруднительно (их экологическая валидность уязвима); в) психолог может выбрать заведомо истинную гипотезу и доказывать ее, отсекая при этом побочные и, возможно, наиболее любопытные обстоятельства (эффект "инсценировки"); г) исследователь может непроизвольно воздействовать на поведение испытуемых (эффект "Пигмалиона").
Между тем внешняя валидность сетевого эксперимента вполне может оказаться больше, поскольку в нем принимает участие намного более разнообразный (чем в лабораторном эксперименте) состав испытуемых; кроме того, участники находятся в привычных для себя условиях, и это сближает сетевое исследование с полевым (Методы..., 1998). Экологическая валидность ИОИ повышается и за счет их более высокой (обычно) комплексности в сравнении с большинством лабораторных исследований.
Побочные переменные (случайные смещения и помехи), которые в онлайновых условиях сложнее контролировать, чем условия в лаборатории, способны повлиять как на внешнюю, так и на внутреннюю валидность эксперимента. К таким переменным относятся: время ожидания раскрытия очередного вопрос;. или задания (зависит от скорости передачи информации по сети и от мощности компьютера участника), технические характеристики средств — визуальных (размер экрана, его тип, зернистость, частота обновления, размер и вид шрифта, внешнее освещение, наличие отблесков) и манипулятивных (клавиатура, мышь, их расположение). Часть из них может быть проконтролирована путем до- или постэкспериментальной регистрации, анализа технических и ситуационных характеристик, применения специальных вопросников для оценки технических параметров, использования комплексного набора (батареи) методик с оценкой достоверности по всей совокупности методик, исключения из выборки "ненадежных", "недостоверных" участников и т.п. Опыт показывает, что при большой выборке это вполне возможно. Все это приближает ИОИ к квазиэкспериментальному исследованию (Методы..., 1998).
С валидностью ИОИ связан и такой важный вопрос, как контроль определенных формальных параметров. Например, следует фиксировать день недели и время дня; исходя из общей длительности работы над заданием, можно фиксировать отвлечения (если они были) во время выполнения заданий. С одной стороны, возможность участвовать в эксперименте в удобное для респондента время является преимуществом, а с другой — фактор времени иногда может "смешиваться" с независимой переменной (с профессиональной деятельностью респондента или его увлечениями). Например, выполнение экспериментального задания в три часа ночи по местному времени может свидетельствовать об определенном стиле жизни испытуемого (в данном случае об увлечении Интернетом). Если контроль подобных формальных моментов значим, то можно либо ограничивать временной диапазон доступа к серверу с экспериментальными заданиями, либо регистрировать время прохождения эксперимента и использовать затем статистические методы контроля смешения.
В качестве примера рассмотрим исследование, авторы которого (Pagani, Lombardi, 2000) выясняли роль верхней части лица при восприятии эмоции удивления (на схематических изображениях человеческого лица), а также выявляли межкультурные аспекты восприятия данной эмоции. В условиях лаборатории исследователи могли контролировать переменные, связанные с физическими особенностями предъявления изображений (освещение, размер, расстояние до монитора и т.п.), а в условиях ИОИ такой контроль был крайне затруднен: мониторы участников имели разные размеры, разные настройки экрана и разные браузер-программы и т.д.
Для проверки валидности был параллельно проведен лабораторный эксперимент с предъявлением на мониторе компьютера того же стимульного материала. Выборка формировалась из студентов психологического факультета университета. Поскольку на восприятие эмоции удивления могли оказать влияние культурные различия, результаты лабораторного исследования сравнивались лишь с частью данных, полученных в ИОИ: были отобраны протоколы тех участников, которые указали местом своего проживания Южную Европу. Коэффициент корреляции данных онлайнового и лабораторного экспериментов оказался очень высок, и авторы сделали вывод о валидности ИОИ и об отсутствии влияния на его результаты различий в характеристиках использованного оборудования.
7. Одна из самых существенных проблем — подбор участников ИОИ. С одной стороны, Интернет позволяет набрать в короткое время большую группу испытуемых, с другой — конкретные характеристики этой группы могут повлиять на результаты исследования. На данный момент отсутствуют репрезентативные выборки, представляющие не только генеральную совокупность (всех грамотных жителей региона), но даже и пользователей Интернета. Однако исходя из темпов развития Интернета, можно предположить, что в ближайшие 10—20 лет репрезентативные (по населению) выборки окажутся доступны. При этом уже сейчас практически всякая выборка испытуемых, безусловно, является гетерогенной в отношении многих существенных параметров (возраст, пол, демографические характеристики). Нельзя все же не признать, что многие Интернет-выборки смещены в сторону лиц с относительно высоким образовательным уровнем и, вероятно, не самым низким уровнем доходов. Кроме того, они отличаются от других выборок и достаточно однородны по таким параметрам, как навыки работы с компьютером, доступ к Интернету и низкая компьютерная тревожность.
Требования к составу участников зависят от задач ИОИ. Если решается задача определения психологических качеств определенной группы людей (популяции), то основное требование к выборке — репрезентативность популяции. Если же проводится эксперимент, в котором для разных групп предусмотрены разные уровни независимой переменной, то на первый план выступает проблема эквивалентности — уравнивания групп по существенным характеристикам. В квазиэксперименте, где аналогом независимой переменной выступают формальные различия между группами (регион, этнос, профессия, возраст и пол), группы должны быть уравнены по остальным параметрам.
Все эти проблемы могут быть решены при планировании ИОИ. Например, исследование корреляционного типа (с применением методов статистического контроля) нуждается в большом количестве участников, обладающих разнообразными характеристиками (различные регионы, профессии, другие социально-демографические характеристики). Обычно набирают как можно больше участников и оперативно определяют неохваченные категории (например, "учителя дисциплин гуманитарного профиля"), далее целенаправленно "добирают" лиц, принадлежащих к этим категориям.
Нередко поднимается вопрос о статистической репрезентативности и достоверности выводов ИОИ. К материалам психологических опросов с большим количеством участников можно применять методы социологии, ранее использовавшиеся психологами только в отдельных случаях. Статистическая надежность выводов ИОИ при выборках свыше двух тысяч участников достаточно высока. Однако это не главное. Известный специалист по массовым опросам В.А. Ядов (1998) считает, что в аналитических и экспериментальных исследованиях статистическая репрезентативность выборки — проблема второстепенная в сравнении с необходимостью обеспечить качественное представительство изучаемых социальных объектов.
Методы привлечения участников ИОИ можно разделить на активные и пассивные. В первом случае приглашение к участию в эксперименте размещается в целевых ньюсгруппах, форумах, гостевых книгах, в виде банеров и т.д. Во втором — ожидается, что при поиске по какому-то родственному ключевому слову машина выдаст приглашение, размещенное экспериментатором на веб-сайте. В обоих случаях действует волонтерский принцип — откликаются те, кто "сам себя отобрал" (Walsh et al., 1992). Основными методами привлечения участников являются следующие: общая реклама на популярных сайтах (например, в виде банеров); избирательная реклама на специализированных сайтах и страницах, в тематических группах рассылки и ньюс-группах (Usenet, Listserv и др.) для привлечения целевой категории (контингент посетителей и подписчиков может быть предварительно изучен путем, например, включенного наблюдения, анализа списков, чтения сообщений и т.п.); публикация информации об исследованиях в универсальных или специализированных СМИ (компьютерных, медицинских, педагогических и т.п. журналах); публикация объявлений об исследовании на психологических вебсайтах (например, на сервере Американского психологического общества). Вспомогательный метод, эффективный при "доборе" участников, — привлечение добровольных "ассистентов", которые распространяют информацию об исследовании в кругу своего сетевого и личного общения и агитируют потенциальных участников (Арестова, Бабанин, Войскунский, 1995).
Особое место занимает целевая персональная рассылка сообщений об исследовании по ЭП. Это трудоемкий метод, требующий от исследователя наибольшей активности. Основная проблема здесь — получение и формирование общего списка адресатов с указанием их социально-демографических характеристик. Далее могут быть использованы аналоги квотного принципа конструирования выборки. Адреса потенциальных участников могут быть получены от посторонней организации, которой может быть поручена и рассылка приглашений по всей адресной базе. Однако при этом социально-демографические характеристики адресатов чаще всего неизвестны, что является ограничивающим фактором для конструирования выборок методом случайного отбора и распределения.
Способ привлечения участников влияет на характеристики окончательной выборки. "Приходится также признать, — пишут В.Г. Ромек и Д.К. Сатин, — что сам выбор методики испытуемым может быть не случаен. Вполне может оказаться, что люди, испытывающие недостаточность, например, уверенности в себе, чаще проходят тест уверенности в себе, чем самоуверенные. Подобному искажению состава подвержены те тесты, в названии которых указана измеряемая ими психологическая черта" (2000, с. 72—73). Однако мотивация участия в эксперименте может стать управляемой переменной (известны случаи частичной оплаты работы испытуемых, проведения среди них лотереи и т.п.). Вместе с тем имеются данные, согласно которым при достаточно большом количестве участников результаты ИОИ не сильно зависят от конкретного метода их привлечения. Так, результаты исследования (Cooper, Scherer, Mathy, 2001) с участием 33 391 волонтера почти по всем параметрам совпали с результатами подобного исследования с участием 7544 человек (в последнем случае выборка формировалась с помощью социологической процедуры подбора испытуемых pop-up: приглашение посылалось каждому тысячному посетителю некоторого веб-сайта). Таким образом, стремление к привлечению чрезвычайно большого контингента участников исследования может быть признано избыточным.
Еще раз подчеркнем, что при проведении ИОИ необходимо регистрировать демографические данные и выяснять, каким образом участнику стало известно о проведении исследования; естественно, необходимо контролировать и пресекать случаи многократного выполнения задания одним человеком. Определенную помощь при этом могут оказать технические средства идентификации и регистрации, cookics (короткие файлы, оставляемые вебстраницей на компьютере пользователя), псевдонимы, пароли и другие способы аутентификации участников.
8. В качестве иллюстрации приведем исследование, в котором применялись разные способы привлечения участников (Buchanan, 2000). Оно посвящено изучению самоконтроля, под которым понимается тенденция наблюдать за своим экспрессивным поведением и управлять тем, каким/какой ты представляешься другим людям. Люди с высоким уровнем самоконтроля чувствительны к социальным нормам и обычаям, люди с низким уровнем ведут себя в соответствии со своим собственным состоянием и собственным представлением о ситуации. В исследовании использовалась шкала самоконтроля М. Снайдера.
Исследование включало несколько этапов. На первом этапе было показано, что при факторизации результатов заполнения анкеты в бланковом варианте и через Интернет выделяются одни и те же факторы (это свидетельствует о валидности онлайнового способа опроса). Второй этап был посвящен подбору испытуемых, соответствующих определенному критерию. Были определены ньюсгруппы, в которых предположительно можно было обнаружить людей либо с высоким уровнем самоконтроля, либо с низким: например, люди с высокими баллами по шкале Снайдера могут встретиться в ньюсгруппе "для артистов" (rec.arts.theatre, misc, rec.arts.theatre.plays), а с низким — в ньюсгруппе "для застенчивых" (alt.support.shyness). На третьем этапе исследователи попытались ответить на вопрос: действительно ли в ИОИ измерялся уровень самоконтроля? Сравнив результаты испытуемых, принадлежащих к двум указанным нь юс группам, авторы обнаружили, что "артисты" (люди, выступающие перед публикой) действительно продемонстрировали более высокие результаты по шкале Снайдера, чем люди, интересующиеся ньюсгруппой "для застенчивых".
На четвертом этапе проверялось теоретическое предположение о том, что при выборе партнера люди с высоким уровнем самоконтроля ориентируются на внешность, а люди с низким уровнем — на личностные характеристики. Для эксперимента были подготовлены две женские и две мужские фотографии, снабженные краткими описаниями личности изображенны;: людей. Предварительно эксперты определили в каждой паре более привлекательное фото и более привлекательное описание, причем менее привлекательному фото соответствовало социально более желательное описание. Результаты проведенного затем эксперимента показали, что люди с высокими показателями по шкале самоконтроля ориентируются на внешность предполагаемого партнера, а те, у кого эти показатели ниже, — на описание личности.
При вербовке волонтеров в ньюсгруппах следует иметь в виду, что эксперимент может обсуждаться в этой же ньюсгруппе. И действительно, в ньюсгруппах появлялись отдельные реплики или так называемый "флейм" (упреки, грубые высказывания) в адрес экспериментаторов, а в одной из них эксперимент активно обсуждался. В этом обсуждении сравнивались набранные участниками баллы и строились догадки относительно целей эксперимента, однако истинная его цель осталась неизвестной (Buchanan, 2000, р. 136).
9. В последнее время созданы сайты, специализирующиеся на систематическом проведении разнообразных психологических ИОИ, — так называемые онлайновые, или виртуальные (в терминологии А.Г. Шмелева, 2002, с. 176), лаборатории. В названии подчеркивается доступность такой лаборатории для любого желающего принять участие в исследовании в любой момент и быстро получить обратную связь. При первоначальном посещении сайта- лаборатории предлагается зарегистрироваться, заполнить небольшую социально-демографическую анкету, указать адрес своей электронной почты. Эта информация заносится в специальную базу, которая пополняется результатами выполнения данным участником разнообразных психологических методик. В этих лабораториях относительно постоянный состав людей, желающих принять участие в психологических исследованиях (он формируется как с помощью общей рекламы, так и путем адресной рассылки приглашений). Сайты-лаборатории легко найти при нацеленном поиске психологических ресурсов в целях самопознания и решения личных проблем.
Онлайновые лаборатории привлекательны как для психологов, так и для участников. Первые, получая достаточно достоверные сведения об испытуемых и о результатах выполнения ими целого ряда психологических методик, имеют возможность разрабатывать и опробовать новые исследовательские методики, модифицировать имеющиеся. Вторые получают результаты своего психологического обследования вместе с рекомендациями. В результате выигрывают все. Примерами таких лабораторий являются Онлайновая лаборатория Д.К. Сатина (http://testology.psychology.ru) и раздел "Психоигротека" на сайте "Гуманитарные технологии" (http://www.ht.ru), разработанный под руководством А.Г. Шмелева.
Существуют онлайновые лаборатории, предназначенные для обучения студентов-психологов проведению исследований. Преподавателям известны проблемы, связанные с организацией практикумов для студентов: требуется значительное время (и компьютсрное и человеческое); компьютерюв часто не хватает для одновременного проведения эксперимента всей группой; тем, кто пропустил практикум по уважительной причине, нужно добиваться разрешения пройти эксперимент в неположенное время и пр. При этом зачастую студенты были бы рады провести тот же набор экспериментов на собственном компьютере. Сейчас у студентов всего мира благодаря работе исследователей из США (Francis, Neath, Surprenant, 2000) такая возможность появилась: зайдя на сайт http://www.psych.purduc.edu/~coglab/, они могут выполнить многие демонстрационные эксперименты, обычно изучаемые на начальных курсах (например, эксперимент Петерсонов или эксперимент Стернберга).
10. Все большее распространение получает онлайновое психологическое тестирование (Васильева, Осипова, Петрова, 2002; Шмелев, 2002; Шмелев, Бельцер, 1999). В отличие от бесконтрольно распространяемых в Интернете тестов с ключами речь идет о тестировании под контролем психолога на специальном веб-сайте. Для этого требуется регистрация на сайте, а результат тестирования вместе с рекомендациями психолог присылает в защищенном от постороннего вмешательства виде. Такое применение психологического инструментария представляет собой цивилизованное решение сложных организационных и правовых проблем, связанных с несанкционированным распространением и неквалифицированным применением психологических тестов.
Но сохраняются ли психометрические качества традиционных психодиагностических методик при предъявлении посредством компьютеров и Интернета? Этот вопрос представляет большое практическое значение и активно исследуется; в ряде исследований получен в основном позитивный ответ (Ромек, Сатин, 2000; Buchanan, 2000; Joinson, Buchanan, 2000), хотя встречаются и иные мнения (Арестова, Бабанин, Войскунский, 1995; Русалов, 1993). Ряд дифференциально-психологических исследований направлен на уточнение статистических параметров психодиагностических методик, на коррекцию норм, на установление взаимосвязей (корреляций) между полученными результатами и другими характеристиками, чаще всего социологическими, географическими и т.п. Психологическая же сущность — конструктная валидность методик — при этом остается на втором плане.
Определенным исключением является выполненная ранее работа (Whitener, Klein, 1995), в которой подробно анализируется описательная статистика и надежность при традиционных и компьютеризированных способах психологического тестирования методом опроса. Установлены различия для таких психологических параметров, как потребность в достижениях, самооценка, локус контроля: при компьютеризированном опросе надежность ниже, чем при традиционном. Эти различия сохраняются и при наличии у респондентов опыта работы с компьютером. Наряду с социальной желательностью и социальным окружением на результаты опроса влияет, как установлено, обычно практикуемая невозможность произвольного управления последовательностью заполнения вопросника: не может быть осуществлен предварительный просмотр вопросов, запрещены возвраты к ранее заполненным пунктам с целью изменения ответов. Ограничения такого рода в ряде случаев снижают удовлетворенность респондентов и тем самым сказываются на их ответах. Тщательных исследований такого рода до сих пор недостает, хотя следует отметить, что необходимость таких исследований уже общепризнана.
11. Подведение итогов проделанного анализа представляется непростой задачей. Цели, структура, экспериментальные планы ИОИ заметно различаются. Что для одного исследования — неразрешимая проблема, для другого — не помеха. Собираясь проводить сетевое исследование, следует учитывать как достоинства, так и недостатки данного метода. Достоинствами ИОИ являются:
Наряду с достоинствами онлайновые эксперименты обладают очевидными недостатками. Во многих случаях их удается контролировать, используя специальные технические и психотехнические приемы. Среди таких недостатков:
- возможность быстрого набора большой группы участников и, как следствие, этого увеличение надежности;
- экономия ресурсов: времени, средств, оборудования, помещения и пр.;
- вполне вероятное повышение экологической валидности;
- возможность привлечения участников с разными социально-демографическими характеристиками и как следствие этого высокая внешняя валидность;
- возможность привлечения к исследованию представителей определенных целевых групп;
- отсутствие или заметное ослабление воздействия исследователя;
- этические моменты: участие в исследовании добровольное, оно в любой момент может быть прервано;
- участникам может импонировать новая роль: они являются не просто испытуемыми, а полноправными участниками процесса, т.е. по ходу исследования могут вносить свои предложения и комментарии, обсуждать их с другими участниками;
- повышение в ряде случаев искренности участников, часто — снижение тенденции давать социально-желательные ответы;
- быстрая обратная связь с участниками и открытость исследования для всех, кто в этом заинтересован (например, для других исследователей);
- возможность автоматической регистрации дополнительных параметров (например, количества пользователей, посетивших сайт и не принявших участия в исследовании).
Многие трудности, возникающие при планировании и проведении ИОИ, преодолимы. Безусловно, данная линия исследований имеет большие перспективы, и вместе с дальнейшим распространением Интернета будут развиваться также и методы прозедс- ния опосредствованных им исследований.
- недостаточный контроль ситуации эксперимента, приводящий к увеличению вариативности случайной составляющей и как следствие снижению надежности;
- недостаточный контроль и неопределенность состава участников;
- появление новых дополнительных переменных, влияющих на результаты (например, неодинаковое владение языком исследования его участниками);
- зависимость от надежности работы комплекса технических и программных средств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. М., 1995.
Бабанин JI.H., Смыслова О.В. Метод онлайнового психологического эксперимента // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий (Материалы международной интернет- конференции, проходившей 20.03—14.05.2001 на информационно-образовательном портале www.auditorium.ru) / Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2001.
Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопр. психол. 2002. № 3.
Войскунский А.Е., Бабанин Л.Н., Арестова О.Н. Социальная и демографическая динамика сообщества русскоязычных пользователей компьютерных сетей // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000.
Войскунский А.Е., Скрипкин С В. Качественный анализ данных как инструмент научного исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. № 2.
Докторов Б.З. Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия // Телескоп; наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2000. № 4. См. также: http://www.isn.ru/sociology/public/sociology.htm.
Дружинин В Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.
Жичкина А.Е. О возможности психологических исследований в сети Интернет // Психол. журн. 2000. Т. 21. №2.
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы. М„ 2002.
Корнилова Т.В., Тихомиров O.K. Компьютеризированный психологический эксперимент // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998.
Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998.
Ромек В.Г., Сатин Д.К. Сохранение надежности многофакторных тестов при их использовании в сети Интернет // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 2.
Русалов В.И. Сравнение компьютерного и бланкового вариантов опросника структуры темперамента // Психол. журн. 1993. Т. 13. № 5.
Тихомиров O.K., Войскунский А.Е. Об одном направлении исследований коммуникативных процессов // Вопр. психол. 1979. № 1.
Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.
Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. Спб., 2002.
Шмелев А.Г., Бельцер А.И. Тестирование on-line // Мир Интернет. №7-8.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.
Baron J., Siepman М. Techniques for creating and using web questionnaires in research and teaching // Psychological Experiments on the Internet / Ed. by M.H. Birnbaum. Academic Press, 2000.
Batagelj Z, Vehovar V. WWW Surveys 11 Advances in Methodology, Data Analysis, and Statistics / Ed. by A Ferlogoj. Ljubljana, 1998.
Buchanan T. Potential of the Internet for Personality Research // Psychological Experiments on the Internet / Ed. by M.H. Birnbaum. Academic Press, 2000.
Cooper A., Scherer C., Mathy R.A. Overcoming methodological concerns in the investigation of online sexual activities 11 CyberPsychology & Behavior. 2001. Vol. 4, N4.
Couper M.P., Nicholb W.L. II. The history and development of computer assisted survey information collection methods // Computer assisted survey information collection / Ed. by M. Couper et al. N.Y., 1998.
Francis G., Neath I., Surprenant A. The cognitive psychology online laboratory // Psychological Experiments on the Internet / Ed. by M.H. Birnbaum. Academic Press, 2000.
Joinson A. Anonimity, disinhibition and social desirability on the Internet // Behavior Research Methods, Instruments and Computers. 1999. Vol. 31(3).
Joinson A.N., Buchanan T. Doing educational research on the Internet // Learning and teaching on the World Wide Web / Ed. by C.R. Wolfe. San Diego etal., 2000.
Krantz JH., Dalai R. Validity of Web-based Psychological Research // Psychological Experiments on the Internet/ Ed. by M.H. Birnbaum. Academic Press, 20СЮ.
Musch J., Reips U. A Brief History of Web Experimenting // Psychological Experiments on the Internet / Ed. by M.H. Birnbaum. Academic Press,
Pagani D., Lombardi L. An intercultural examination of facial features communicating surprise 11 Psychological Experiments on the Internet / Ed. by M.H. Birnbaum. Academic Press, 2000.
Piazza Th., Sniderman P.M. Incorporating experiments into Computer Assisted Surveys // Computer Assisted Survey Information Collection / Ed. by M.P. Couper et al. John Wiey & Sons, 1998.
Reips U. The Web Experiment Method: Advantages, Disadvantages, and Solutions// Psychological Experiments on the Internet / Ed. by M.H. Birnbaum. Academic Press, 2000.
Sproull L., Kiesler S. Connections: New Ways of Working in the Networked Organization. The MIT Press, 1991.
Walsh J.P., Kiesler S., Sproull L.S., Hesse B. W. Self-selected and randomly selected respondents in a computer network survey // Public Opinion Quarterly. 1992. Vol. 56, N 2.
Whitener E.M., Klein H.J. Equivalence of computerized and traditional research methods: the roles of scanning, social environment, and social desirability // Computers in human behavior. 1995. Vol. 11(1).
Этот тезис подтверждают результаты исследования (Krantz, Dalai, 2000), в котором сравнивалась эффективность двух способов предъявления психологической анкеты с открытыми вопросами — по электронной почте (ЭП) и в бланковом виде. Получив в середине 1990-х гг. по ЭП более развернутые ответы, чем на бланках, и отметив, что в середине 1980-х такого различия не было, авторы констатировали факт изменения техники письменной речи: многим людям стало проще воспользоваться клавиатурой компьютера и программами текстовых редакторов, чем писать от руки. Заметим, что изменились именно технические навыки: еще в исследованиях А. Чапаниса было показано, что эффективность решения задач в диадах не зависит от степени привычности способа коммуникации — составления рукописных или машинописных сообщений (Тихомиров, Войскунский, 1979).
Методологические и методические аспекты применения Интернета в психологическом исследовании активно обсуждаются как отечественными (Арестова, Бабанин, Войскунский, 1995; Бабанин, Смыслова, 2001; Жичкина, 2000; Ромек, Сатин, 2000), так и зарубежными (Couper, Nicholls, 1998; Joinson, Buchanan, 2000; Kiantz, Dalai, 2000; Reips, 2000) специалистами.
Б.З. Докторов (2000) считает Интернет-опрос логическим и технологическим продолжением опросной методологии, близким к самой старой схеме массовых опросов — почтовому анкетированию (этому методу насчитывается более 100 лет). К настоящему времени с помощью Интернета проведено множество профессиональных и любительских опросов и интервью; наиболее заметные из них рассмотрены нами ранее (Войскунский, Бабанин, Арестова, 2000).
Вместе с тем участники ИОИ представляются людьми достаточно ответственными: например, 68% посетителей первой веб-страницы, посвященной какому-либо из уже проведенных исследований, выполнили всю экспериментальную процедуру до конца (Musch, Reips, 2000). Это следует признать высоким результатом. Но .все же надо учитывать и контролировать степень владения участниками языком, на котором проводится исследование.
Готовность вести "панельные" ИОИ В России провозгласили такие социологические службы, как Фонд "Общественное мнение" (intemet.strana.ru), "Группа monitoring.ru" (www.monitoring.ru), GFK Market Research (www.glk.ru) и др.
Данный феномен интерпретируется (Joinson, 1999) как увеличение субъективною ощущения анонимности при работе с компьютерной программой и с Интернетом. В качестве подтверждения сообщается, что тенденция к самораскрытию исчезает, если респондентов просят указывать формальные сведения о себе (включая адрес и телефон, совокупный доход в семье, а иногда и номер кредитной карты). Кроме ТОГО, на эту тенденцию ВЛИЯЮТ факторы социального окружения и социальной ситуации опроса, присутствие или отсутствие определенных лиц, которые могут влиять на ответы респондентов. Так, пациенты клиник часто дают нечестные ответы в компьютеризированных личностных опросниках.
Источник: ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2003. № 3
Поступила в редакцию 02.09.02