Ведущей особенностью современных информационных технологий является их интерактивный характер. Именно с этим связывается становление информационного общества. Дело не только в том, что сегодня мир не представляем без все большей интенсификации информационных потоков — значимое влияние информационной компоненты на социум в целом и на личность в частности стало возможным лишь с момента их качественного изменения, а именно появления для пользователей информации возможности активно участвовать в информационных потоках. В силу этого информация как ценность общества нового типа определена не только и не столько своей массовостью или общедоступностью, экономическим или политическим потенциалом, сколько возможностью персонализации, что очевидно задает для ее обладателя новые грани самоидентификации. Наиболее полно эта возможность представлена в компьютерно-сетевой коммуникации посредством сети Интернет.
В силу ряда объективных технологических особенностей (анонимности, дистантности, отсутствия маркеров телесности) виртуальная коммуникация задает для пользователя максимальные возможности в самоопределении и непосредственном самоконструировании. С социально-психологической точки зрения представляется, что исследование идентификационных структур личности в условиях новой информационной среды предполагает, как минимум, две основные логические линии анализа:- изучение виртуальной среды как нового ресурса идентичности;
- изучение трансформаций идентификационных процессов при условии их протекания в виртуальной среде.
- она может представлять собой реализацию «идеального Я» (Young, 1996);
- «виртуальная личность» может создаваться с целью реализации свойственных личности агрессивных тенденций, не реализуемых в реальном социальном окружении, поскольку это социально нежелательно или небезопасно (Young, 1996; Turkle, 1997);
- создание «виртуальной личности» может отражать желание контроля над собой у пользователей с наличием ярко выраженных деструктивных желаний (Young, 1996);
- «виртуальная личность» может создаваться для того, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих, причем в этом случае она может соответствовать существующим нормам или, наоборот, противоречить им;
- «виртуальная личность» может отражать желание власти (Reid, Deaux, 1996; Suler, 1997).
- Почему в случае виртуального взаимодействия возможный спектр самопрезентаций столь ограничен, — речь идет фактически лишь о стратегиях превосходства и привлекательности, в то время как, например, стратегии демонстрации отношения или причин поведения отсутствуют?
- В какой степени эти самопрезентации соотносятся с реальными личностными особенностями пользователя, каков «зазор» между ними и идентичностью?
- Если принять точку зрения И. Гофмана, согласно которому одним из ведущих критериев дифференциального подхода к личности является степень выраженности у человека желания управлять впечатлением о себе, то можно ли считать создание «виртуальной личности» диагностическим критерием Интернет-зависимости?
- Существует ли влияние виртуальных самопрезентаций на реальную идентичность пользователя, и если да, то каковы его содержательные особенности (особенно если учесть, что основные «среды» Интернета текстовые)?
- Какой логике отдать предпочтение при анализе роли языка для Я-концепции: рассмотрению его в терминах «грамматических возможностей» (Miller, Potts, 1990) или сосредоточиться на понятиях языка как дискурсивных действиях (Potter, Wetherell, 1987)? И если выбрать последнее, то — каждый ли человек использует язык как дискурсивное действие? (представляется, что примером подобного действия в Интернет-коммуникации будет ситуация так называемых «игр с идентичностью», т.е. создание «виртуальной личности» без очевидных мотивационных причин);
- Как воздействуют определенные «дискурсивные общины», т.е. группы людей, придерживающиеся определенной стратегии дискурса и создающие тем самым специфичный социальный контекст взаимодействия на индивидуальность? (представляется, что примером их в Интернет-коммуникации выступают тематические телеконференции).
- «Виртуальная личность» в данном случае оказывается не соотносима ни с «идеальным», ни с «реальным» Я; она, прежде всего, выражает стремление испытать нечто ранее не испытанное (Turkle, 1996; Sempsey, 1997);
- Создание «виртуальной личности» в данном случае не является компенсаторным стремлением по преодолению объективных или субъективных трудностей реального общения и взаимодействия (Фриндте, Келер, 2000; Жичкина, 2001);
- Пользователями старше-подросткового и юношеского возраста чаще всего «виртуальная личность» создается именно с целью испытать новый опыт, что может быть объяснено возрастным стремлением к самовыражению, реализуемую через «примерку» на себя различных ролей (Жичкина, Белинская, 2000).
- через перенос в виртуальное пространство уже известных и наработанных в социальном мире символов (пола, возраста и пр.), то есть через виртуальную реконструкцию социальной идентичности;
- через осмысление ценностных ориентиров своей деятельности, через формирование себя в виртуальном пространстве как активного субъекта, т.е. через виртуальную реконструкцию персональной идентичности. Решение именно этой двойной задачи и позволяет человеку стать субъектом не только социального, но и информационного мира. Таким образом, распространение культуры виртуальной реальности заставляет современное общество все более и более структурироваться вокруг противостояния сетевых систем (net) и личности (self) (Castells M., 1998), что в определенном смысле отражает противостояние процессов самопрезентации и идентичности.
Источник
Статья представляет собой краткий вариант главы «Личность и новая информационная среда» из учебного пособия «Социальная психология личности» (Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., Аспект-Пресс, 2001.)Библиография
- Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. / под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000.
- Жичкина А. Е. Идентичность пользователя и особенности поведения в Интернете: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2001.
- Жичкина А. Е., Белинская Е. П. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета // Образование и информационная культура. М., 2000. С. 431–460.
- Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999.
- Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование "Я" в опосредованном компьютером общении // Гуманитарные исследования в Интернете. / под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000.
- Castells M. The Information Age: economy, society and culture. N.Y., 1998.
- Donath J. Identity and deception in the virtual communinity. http://judith.www.media.mit.edu/Judith/Identity.html. 1997.
- Miller P., Potts R. Narrative practices and the social construction of self // American ethnologist, 1990, N17, p.292–311.
- Potter J., Wetherell M. Discourse and social psychology: beyond attitudes and behavior. Bristol, 1987.
- Reid E., Deaux K. Relationship between social and personal identities: segregation or integration // J. Of Personality and Social Psychology. 1996. V. 71. P. 1084–1091.
- Sempsey J. The psycho-social aspects of multi-user dimensions in cyberspace: a review of the literature. http://www.netaxs.com/~jamesii/mud.html. 1997.
- Shotter J., Gergen K. Texts of identity. London, 1989.
- Suler J. Identity management in cyberspace. http://www.rider.edu/~suler/psycyber/identitymanage.html. 1997.
- Turkle Sh. Parallel lives: working on identity in virtual space // Constructing the self in a mediated world: inquiries in social construction. N.Y., 1996. P. 156–175.
- Young K. S. Internet Addiction: the emergence of a new clinical disorder // Annual meeting of the American Psychological Association. Toronto, 1996.
Источник: Конференция на портале «Аудиториум» . «Социальные и психологические последствия применения информационных технологий» (01.02.2001 — 01.05.2001) Секция 4. Особенности идентичности у пользователей Интернета. Доклад.
from inetpsy.ru