- саму динамику развития новых информационных технологий;
- «многомерность» виртуальной реальности с точки зрения заложенных в ней функциональных возможностей — для многих профессионалов она выступает как новое средство (массовой информации, обучения, экономической и политической власти и пр.)
- Анонимность коммуникации в виртуальности (Интернет никому не принадлежит и не контролируется, следовательно — не управляется; не случайно основа всех социальных конфликтов вокруг Интернета — неподконтрольность и уход от надзора социальных институтов) — общий кризис рационализма сегодня, утверждение иррациональности социального бытия, утрата социальной реальностью своей определенности и устойчивости (отсутствие «подлинного имени» многих вещей);
- Построенное по принципу гипертекста виртуальное пространство; возможность «игры» с ролями и построением множественного "Я" в Интернете — реальность постмодерна как принципиально множественная, следовательно, требующая от человека постоянных переключений на различные социальные ситуации (прерывистость повседневности);
- Единственная реальность личности в виртуальности суть реальность самопрезентации (создание WEB-страничек как аналог «здесь был Вася») — сегодня "Я" как регулирующая и смыслообразующая структура становится избыточным («неуловимая идентичность» человека эпохи постмодерна как «неуловимый Джо», который на фиг никому не нужен); нужна только инсценировка своей индивидуальности, в результате личность проявляет себя лишь через «фасад» Я;
- Характеристики социальных отношений в виртуальных сетях — соответствующие изменения в характере социальных сетей в реальности, задающие особенности современной идентичности;
- Виртуальность предлагает человеку максимум возможностей для любого рода конструирования (как СМИ — в конструировании новостей, как средство коммуникации — в конструировании адресата сообщения, как сообщество — в конструировании норм взаимодействия и пр.); «императив виртуализации» утверждает власть образа: образа товара, имиджа политика, модели дискурса, способа самопрезентации — постмодернистское состояние неопределенности вызывает к жизни креативного субъекта; в силу потери социальных ориентиров возрастает необходимость конструирования социальных отношений.
- Само явление виртуальной реальности неотделимо от ее технологического обеспечения, следовательно, является объектом рефлексии преимущественно специалистов в области новых информационных технологий; в результате проблематика часто сводится к программному обеспечению и т.п.;
- Многофункциональность виртуальности позволяет различным специалистам выбрать свой, «любимый» фокус анализа и описывать ее в совокупностях своих дисциплинарных терминов; в результате — все как в притче о слоне, ощупываемом в темноте несколькими людьми. К тому же сами совокупности этих терминов родились исходно для исследования реальности, а не виртуальности, и в итоге специфика чего-либо в Интернете задается через противопоставление аналогичным штукам в реальности (что особенно ярко наблюдается при исследовании коммуникации).То есть системное исследование виртуальной реальности сталкивается со всеми традиционными трудностями любого междисциплинарного исследования, оставаясь к тому же, как правило, на позициях реал-центризма, тем самым неявно предполагая, что ничего специфичного в ней нет.
- В силу «погруженности» Интернета в поле современных социокультурных тенденций (именно тенденций, ибо незавершенность проекта постмодерна заставляет говорить о нем как о потенциальности, особенно для нас) эти исследования сопровождаются известной полемичностью этических оценок самого феномена виртуальной реальности. Создается впечатление, что свою основную задачу исследователи видят в выяснении того, хорошо это или плохо, а не в прояснении вопроса, что же это такое вообще.
- Прежде всего это касается выбора той или иной исследовательской парадигмы: при позитивистском выборе мы не можем ответить на вопрос о направлении той или иной причинной зависимости (как всегда при корреляционном исследовании) и теряем саму специфику объекта исследования, задаваемую процессом конструирования (если используем эксперимент); при феноменологическом — оказываемся «заперты» в определенную систему интерпретаций;
- При исследовании виртуальности очевидна необходимость поиска единиц анализа — это должны быть не виртуальные нормы, коммуникация и т.п., не их соотношение с реальными аналогами, а то, что отражало бы «пограничный момент», момент конструирования человеком виртуального социального пространства.
- С общепсихологической точки зрения — каковы условия «перехода» из одной реальности в другую (Лем — развитие электроники задает в будущем основную гносеологическую проблему: как человеку понять, где он? Развитие новых информационных технологий идет по пути максимального уподобления реальности, но и у этого есть границы: можно сделать квазиматериальную основу переживания, но не сопутствующие ему ассоциации, следовательно, суждения и опыт);
- С социально-психологической точки зрения — каковы закономерности виртуального конструирования социальной реальности (Бергер, Лукман);
- Необходим также поиск некой общей методологической «платформы», позволяющей реинтерпретировать узкодисциплинарные результаты.
- Отражение в виртуальности общих социальных закономерностей;
- Понимание виртуальности как непрерывного конструирования образа мира и образа человека (пример реинтерпретации существующих психотерапевтических трактовок Интернет-коммуникации).
Источник: «Российская сеть информационного общества» Москва, 24 июня 1999 г. Тезисы доклада.
from inetpsy.ru