четверг, 5 мая 2011 г.

У статті розкриваються психологічні особливості віртуальної особистості в різних комунікаційних середовищах мережі Інтернет. Розглядаються можливості і варіативність презентації особистості користувача в соціальних мережах, блоках, сайтах «знайомств». В статье раскрываются психологические особенности виртуальной личности в разных коммуникационных средах сети Интернет. Рассматриваются возможности и вариативность презентации личности пользователя в социальных сетях, благах, сайтах «знакомств». The article described the psychology of virtual identity in different communication environments of the Internet. Consider the opportunities and variability of individual users in social networks, blogs, sites «dating». Современная эпоха характеризуется как эпоха глобального информационного общества, содержание которой составляет экспоненциальный рост информационных технологий и глобализация информационных процессов. Одним из главных проявлений этих процессов является возникновение глобальной сети Интернет, стремительное и неуклонное расширение ее использования во всех сферах жизни общества [1]. В качестве объекта исследования Интернет представляет интерес для специалистов самых разных профилей, в том числе не только психологов, но и философов, социологов, лингвистов, культурологов, политологов и др. Что же касается психологических аспектов исследования Интернета, то они также многообразны в силу универсальной применимости предоставляемых Интернетом коммуникативных возможностей. По мере развития Интернета все более значительная часть коммуникаций как делового, так и личного характера осуществляется в виртуальной среде. Этому способствуют такие технические преимущества виртуального общения, как возможность дешевой передачи больших объемов информации на сколь угодно дальние расстояния, возможность коррекции и хранения передаваемой информации и др. [6]. Различные коммуникационные среды, такие как чаты, форумы, социальные сети типа facebook и livejournal, сайты знакомств предлагают пользователю Интернета возможности общения. Но в отличие от первейших примитивных чатов, современные социальные сети также предоставляют пользователю поле для самопрезентации, для выражения своей самости и своей неодинаковости. Именно эта возможность обусловила возникновение феномена виртуальной личности [4]. Подробный анализ интерпретаций понятия виртуальная личность дан в исследовании Е.Горного [5]. Указывая на несоответствие семантики английского выражения virtual persona и русского "виртуальная личность", автор выделяет семь основных трактовок понятия виртуальная личность: 1) идентификатор для входа в компьютерную систему; 2) прозвище или псевдоним; 3) псевдоним или другой заменитель имени человека; 4) компьютерная программа, моделирующая разумное поведение; 5) компьютерная программа, или комплекс программ в сочетании с механическими устройствами, внедренные в тело; 6) вымышленная личность, создаваемая человеком или группой людей; 7) любая личность, как она воспринимается, или моделируется кем-либо. Наиболее близко к психологической трактовке понятия личность следует признать трактовку виртуальной личности как «вымышленной личности, создаваемой человеком или группой людей». Характеризуя психологические особенности виртуальной личности, многие авторы выделяют следующее: – Компонент телесного самоощущения в виртуальном пространстве ослаблен. Ее единственно возможной репрезентацией становится фотография- аватар пользователя; – Имеются существенные ограничения в сознательно-перцептивной сфере, поскольку текущие перцепции индивида при коммуникации в Интернете не принадлежат ситуации общения, так как Интернет-общение принципиально дистантно. При виртуальном общении очень страдает невербальная коммуникация, которая, по мнению многих специалистов, может нести до 70% информации. Напротив, ввиду отсутствия или неполноценного присутствия невербальной коммуникации увеличивается значение речи как инструмента общения. Практически все исследователи виртуальной коммуникации подчеркивают важнейшую роль и компенсационный характер речи в виртуальном общении [6,10]. – Эмоционально-преференционная сфера может получать выражение в анкетной презентации (в разделах личных данных о вкусах, любимых фильмах и т.д.). – Оценочно-мотивационная сфера может получать частичное выражение в таких разделах личных данных, как «мой девиз», «моя любимая пословица» и т.д. – Социальный компонент личности в виртуальной среде получает выражение в виде информации о социальном статусе: семейном положении, работе, образовании. Однако может реализовываться через друзей индивида и его участие в виртуальных сообществах. – Компонент контроля. Одной из самых ярких черт виртуальной коммуникации можно признать ослабление компонента контроля. В отличие от реальной жизни, где индивид находится во власти и на виду у социума, виртуальная реальность предоставляет анонимность. В результате анонимности существенно меняется статус индивида. Индивид предстает как полноправный творец, демиург своей виртуальной личности [2,3,8]. Таким образом, виртуальная личность может представлять собой реализацию "идеального Я". Абсолютно контролируемая и управляемая самопрезентация позволяет "воплотить", пусть только в пространстве виртуального общения, все недостижимые в реальности мечты о "себе хорошем" [11]. Но эта же "виртуальная личность" может быть и "плохой" - создаваемой с целью реализации свойственных человеку агрессивных тенденций, которые не могут реализоваться в обычном общении в силу их социальной нежелательности. Но и в том, и в другом случае "виртуальное Я" окажется ориентированным на некие нормативные образцы, а не будет являться собственным "творческим продуктом". Иными словами – "конструирование Я" в Интернете подчинено тем же ограничениям, что и реальное социальное конструирование личности [12]. Раскрыв специфику реализации личности в виртуальном пространстве, проанализируем возможности презентации личности в разных коммуникационных средах сети Интернет. В качестве примера возьмем три известных оболочки: сайт vkontakte.ru, "Живой Журнал" livejournal.com и сайт знакомств Mail.ru. Характеризуя выделенные виды коммуникационных сред сети Интернет, можно отметить, что они представляют основные типы коммуникационных сред, доступных в сети: личные дневники, социальные сети и сайты знакомств. Персональные страницы дневников, социальных сетей и сайтов знакомств содержат схожие коммуникативные блоки (личная информация, интересы, фотографии пользователя), однако степень подробности их раскрытия различна. Различная степень подробности освещения блоков информации о пользователе позволяет говорить, о наличии «фокуса» персональной страницы, то есть некоторого аспекта презентации виртуальной личности, взятого создателями коммуникативной среды в качестве главного. Существует принципиальное отличие страниц социальных сетей от страниц персональных дневников. Если основной организующей структурой дневника является временной континуум, на который нанизываются записи в дневнике, составляющие его «тело», то на персональной странице, например, «Вконтакте» время чувствуется не столь заметно. Это связано с тем, что страница социальной сети оформлена как «личное дело», имеющее ряд разделов и дающее статическое представление о личности, а не как дневник. Рассмотрим все три типа персональных страниц. Персональная страница «Вконтакте» имеет следующие разделы: «личные данные», «мои друзья», «мои видеозаписи», «мои аудиозаписи», «мои фотографии», «мои сообщения», «мои заметки», «мои группы», «мои встречи», «мои новости», «мои закладки» и «мои настройки». Очень подробно структурирован раздел личных данных, представленный подразделами "основное", «контакты», «личное», «места», «образование», «карьера», «военная служба» и «фотография». Страница «Вконтакте» представлена в виде статического «профайла», тем не менее, функция привязки к реальному времени, позволяющую отследить изменения личности с течением времени, в ней все же реализована: за счет публикации «заметок», коротких текстовых сообщений с датой публикации, и записей на «стене» страницы – коммуникативном пространстве, на котором знакомые индивида могут оставлять сообщения на всеобщее обозрение. Акцент в данной социальной сети направлен на личные, в том числе контактные данные. Потенциал для презентации личности в «Вконтакте» представлен «личным» подразделом персональной информации (указание предпочтений в музыке, кино, литературе, любимые крылатые выражения и т.д.), разделом «заметок» (в которых автор может реализовать свою речевую креативность) и разделом медиафайлов (в котором могут быть опубликованы: фото-/видео - /аудиоработы автора). Тем не менее, необходимо отметить, что потенциал самопрезентации за счет этих блоков существенно ограничен; во-первых, это связано с относительно небольшим количеством вопросов о личных предпочтениях (9 разделов), во-вторых, с ограниченным размером заметок, не позволяющим опубликовать, например, научную статью. В целом, следует отметить, что характер презентации информации о пользователе «Вконтакте» имеет выраженный социальный фокус, поскольку в центре внимания страницы находятся объективные личные данные, данные об образовании, профессиональной деятельности, местах времяпрепровождения индивида, то есть они призваны в социальную среду индивида. Возможности выражения креативности/индивидуальности представлены, но ограничены. Страница имеет привязку к реальному времени. О социальном характере персональной страницы «Вконтакте» говорит наличие такой категории, как «мои друзья» и «мои группы», которые могут при определенных обстоятельствах оказаться значимыми. Так, например, количество друзей может свидетельствовать об уровне общительности или, по крайней мере, коммуникативной активности. Тематическая направленность групп и их набор, в которых индивид участвует, может дать более или менее полное представление об интересах и жизни индивида. В случае если, например, он предпочел не раскрывать разделы информации о личных предпочтениях и ограничился указанием даты и места рождения и места учебы. Гораздо больший «простор» для личностной самопрезентации предоставлен на странице сайта знакомств. Так, персональная страница на сайте Love.mail.ru имеет следующие разделы: фотография, «основное», «автопортрет» и «альбомы». Раздел «основное» представлен следующими подразделами: «Обо мне», «знакомства», «типаж», «интересы», «автомобиль» и «сексуальные предпочтения». Данные разделы предлагают гораздо больше возможностей для описания личных предпочтений индивидуума. Помимо наличия подробного описания интересов, жизненных приоритетов, любимых занятий, любимой музыки, сексуальных предпочтений страница Love.mail.ru дает возможность представить на суд других участников «автопортрет», список из нескольких десятков вопросов личного плана, таких как: «ваше образование», «какой самый ценный совет вы получили в жизни», «какое качество вы больше всего цените в людях», «ваша любимая музыкальная группа», «любимое блюдо», «любимый город», «как долго вы можете прожить без общения». Такая форма подачи информации о личных предпочтениях диктует наличие яркой особенности сайтов знакомств: на персональных страницах этих сайтов происходит не самопрезентация личности, а скорее самоконструирование, так как подробные списки вопросов позволяют, не имея большой фантазии, «создать» интересную личность, либо указать привлекательную, но неверную информацию. Другой особенностью персональной страницы сайта знакомств является возможность конструирования физического типажа человека (указание роста, веса, цвета волос, телосложения), который можно подтвердить личными фотографиями. В то же время нельзя не отметить, что на персональной странице сайта знакомств блок анкетных данных отличается гораздо меньшей подробностью, чем на странице социальной сети (указывается дата рождения, по желанию в разделе «автопортрет» указывается образование, в качестве места работы, как правило, сообщается лишь должность, а не место работы, отсутствует раздел об образовании, воинской службе, карьере). Меньше всего на персональных страницах сайтов знакомств реализован динамический аспект страницы: на них отсутствует «стена» и «заметки», отслеживание временных изменений возможно лишь по смене фотографий и внесению изменений в личные данные. Коммуникация на сайте знакомств осуществляется преимущественно в реальном времени, поскольку целью самого сайта является обеспечение возможности завязать знакомство (нередко кратковременное) с представителем противоположного пола с последующим знакомством в реальной жизни. Пожалуй, этим и вызвано смещение акцента на конструирование телесного компонента личности и максимальной презентации сферы личных пристрастий, которые позволяют делать выводы о совместимости/несовместимости с данным индивидом. Персональная страница сайта знакомств практически лишена социальной составляющей характеристики индивида, будучи сконцентрированной, на индивидуальном аспекте личности. Отсутствует категория «друзей», «групп» или сообществ по интересам, чаще всего отсутствует указание места работы и учебы. Единственными маркерами социальной дифференциации является участие во внутренних конкурсах красоты на сайте, в результате которых индивид получает определенную известность, а также статус привилегированного пользователя, который можно получить за отдельную плату. Наконец, третьим типом персональных страниц является страница персонального дневника типа livejournal.com. Персональная страница имеет следующие разделы: «недавние записи», «записи друзей», «информация о пользователе», «избранные записи». Раздел «информации о пользователе» представлен достаточно подробной рубрикацией на подразделы, такие как «личные данные», «о себе» (автобиография или автохарактеристика), «интересы» (список ключевых слов), «друзья» и «сообщества». Потенциал самопрезентации в разделе личных данных Живого Журнала можно оценить скорее как невысокий: во-первых, потому что отсутствует подразделение интересов по группам (музыка, кино, книги и т.д.), и, во-вторых, потому что сам раздел пользовательской информации не является центральным на странице и не входит в фокус страницы. Основным способом самопрезентации в Живом Журнале является ведение дневника, в котором пользователь волен писать все, что угодно. Такая возможность самопрезентации довольно коварна: для людей глубоко креативных коммуникативное пространство без ограничений представляет собой оптимальное пространство личностной самореализации. Тем не менее, для людей со средним или низким креативным потенциалом коммуникативное пространство без организующих его рубрик становится «прокрустовым ложем». Особенностью персональных сайтов типа Живого Журнала является предзаданная выраженная речевая презентация личности. Если индивид не обладает хорошими коммуникативными навыками, самовыражение в Живом Журнале может, по меньшей мере, быть неоптимальным, а как максимум – доставлять сложности. Живой Журнал, очевидно, предназначен для личности с ярко выраженными коммуникативными способностями, привыкшей перерабатывать окружающий мир через речь, личности, для которой в высшей степени справедливым является девиз «говорю, следовательно, существую». Подводя итог рассмотрению трех разных типов коммуникативных оболочек, а именно страницы сайта знакомств, страницы социальной сети и страницы личного дневника, можно сделать вывод о наличии у каждой из них своего личностного фокуса. Страницы сайта знакомств фокусируются на презентации внешних данных и личных пристрастий, мотиваций и установок индивида, практически игнорируя динамический аспект личности и сильно снижая роль социальной составляющей личности. Эти страницы акцентированы на компоненте телесного самоощущения, эмоциональной и мотивационной сферах личности [2]. Страницы личного дневника, очевидно, имеют явный фокус на сознательно- перцептивную сферу личности, выраженную прежде всего речью, поскольку повествование о событиях жизни является главной конституирующей силой личного дневника. В личном дневнике также представлена социальная компонента презентации личности, выраженная в указании количества друзей и сообществ, в которых состоит индивид. Тем не менее, слабо представлены анкетные данные, а возможности самоконструирования (указание предпочтений, личных девизов) следует охарактеризовать как ограниченные. Страницы социальных сетей дают представление о компоненте телесного самоощущения, эмоциональной и мотивационной сфере, а также предоставляют возможность оценить речевую компоненту личности. Кроме того, страницы социальной сети имеют выраженный социальный акцент в презентации личности – личность «подается» через факты об образовании, карьере, местах пребывания индивида. Виртуальная личность в социальной сети имеет динамический аспект, представленный обновляющимися медиаматериалами, заметками и сообщениями на «стене». Можно сказать, что с точки зрения презентации компонентов личности страницы социальных сетей дают наиболее сбалансированную картину, однако информация в каждом из разделов не столь подробна, как, например, на странице сайта знакомств, а возможности речевой самореализации личности, в отличие от персональных дневников, ограничены количественно и вытеснены из фокуса страницы. Таким образом, можно сделать выводы, что виртуальная личность получает различную реализацию в разных коммуникационных средах, среди которых нами были рассмотрены страницы сайтов знакомств, страницы социальных сетей и страницы личных дневников. Социальная сеть дает наиболее взвешенное, но и наиболее общее представление о виртуальной личности, сайт знакомств делает акцент на телесно-сексуальной, эмоциональной и мотивационной сферах личности, а личный дневник фокусируется на речевой деятельности индивида, делая ее призмой восприятия мира и самого индивида. Тот факт, что немало людей в настоящее время пользуются не одной коммуникативной средой в сети Интернет, позволяет говорить о том, что различные коммуникативные среды могут служить своеобразными «линзами» для углубленного анализа отдельных сторон виртуальной личности [7, 9]. Литература 1. Алексеенко Н.Н. Психоаналитические аспекты поведения человека в киберпространстве. // Журн. практ. психологии и психоанализа. – 2000. – №3.– С.35-41. 2. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении. // Личность. Общение. Групповые процессы. Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии.: сборник обзоров. – М., 1991. 3. Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия /Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология.– 1996. – № 4. – С.14-20. 4. Войскунский А.Е. Преобразование общения, опосредствованного компьютером: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. психол. наук: спец.19.00.01. – М., 1990. – 187с. 5. Горный Е. Что такое семиотика? – www.netslova.ru/gorny/selected/semiotics_r.html 6. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет.//Психологический журнал. том 21. / Жичкина А.Е2000/ с. 75-78 7. Жичкина А.Е., Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты / Жичкина А.Е., Белинская Е.П. // Образование и информационная культура. – Т. 5. – Вып. – 7. – М.: РАО, 2000. – С. 395-430. 8. Михайлова Е.В. Самопрезентация: теория, исследования, тренинг. / Михайлова Е.В– СПб.: Речь, 2007. – 224 с. 9. Форман Н., Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях. / Форман Н., Вильсон П// Психол.журн. – 1996. – Т.17. – №2. – С.64-79. 10. Фриндте В., Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении / Фриндте В., Келер Т. //Гуманитарные исследования Интернета/ под ред. А.Е. Войскунсокого. - М., 2000. С. 40-54. 11. Turkle, Sh. Constructions and reconstructions of self in virtual reality: Playing in the MUDs/ Turkle, Sh// Culture of the Internet. (Sara Kiesler, Ed.), pp. 143-155. Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, Mahwah, NJ, US, 1997. 12. Young K. S. What makes the Internet so addictive: Potential explanations for pathological Internet use? / Young K. S. Paper presented at the Annual Meeting of the American Psychological Association, Chicago, IL, August, 1997.

Авторы: Гордеев Н.В.(Донецкий национальный университет)

Опубликовано в сборнике статей "МЕТОДОЛОГІЯ ДОСЛІДЖЕНЬ ТА СУЧАСНІ СОЦІАЛЬНІ, ЕКОНОМІЧНІ І ПСИХОЛОГІЧНІ ПРОБЛЕМИ РОЗВИТКУ  СУСПІЛЬСТВА" под редакцией Марковой Л.Л.



статья принадлежит сайту cyberpsy.ru
Яндекс.Метрика