четверг, 5 мая 2011 г.

Гордеева А.В., Зотова Ю.С. Мотивационно-ценностная сфера авторов Интернет-дневников. 2009

У  статті   розкриваються  особливості  мотиваційно-ціннісної  сфериавторів  Інтернет-щоденників.  Розглядаються  психологічні  аспективіртуального  спілкування,  мотиви  ведення  блогів,  ціннісні  ориєнтаціїї  їхавторів. В статье раскрываются особенности мотивационно-ценностной сферыавторов  Интернет-дневников.  Рассматриваются  психологические  аспектывиртуального  общения,  мотивы  ведения  блогов,  ценностных   ориентаций  ихавторов. In this article the peculiarities of personal motivation and values of the authorsof Internet diaries are revealed. The psychological aspects of virtual communication,the methods of maintaining blogs and  value orientation of their authors aredescribed. Постановка и актуальность проблемы. Технические средства, которые используются для общения в повседневной жизни современного человека, приобретает все более широкие масштабы. Интерес к проблеме подмены «живого», непосредственного общения становится с каждым днем все больше, ведь потребность общения с другим человеком заменяется формальными коммуникациями с помощью Интернет. Все больше исследований посвящено так называемому «виртуальному» сетевому общению. В работах, посвященных Интернету, мировая информационная сеть все чаще изучается как «социальная виртуальная реальность», основу которой составляет сообщество пользователей, активно действующих в этой среде. Исследуются явления, связанные с общением и взаимодействием пользователей сети, их самопрезентация и изменение идентичности, закономерности формирования и развития, созданных виртуальных сообществ, механизмы формирования зависимости от Интернета, виды Интернет-аддикции и т.д. В течение последних лет появился новый способ виртуальной коммуникации посредством интернет-дневников или «блогов» (англ. blog , от web log, «сетевой журнал или дневник событий») – периодически обновляемой ленты сообщений на самые разные темы. Этим они напоминают сайт информационного агентства, с той лишь разницей, что каждое сообщение (или пост) может быть прокомментировано читателями. Отличия блога от традиционного дневника в том, что блоги обычно публичны или доступны, хотя бы определённому множеству пользователей сети Интернет. Ведение дневника изначально не предполагает чтения этих записей посторонним человеком, а блоги, напротив, доступны сторонним читателям, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах). В этой связи блоговые дневниковые записи являются не только личным психологическим переживанием автора, но и темой для обсуждения других посетителей его веб-странички. В блогах по-прежнему могут сохраняться те же психологические функции, что и в обычных дневниках (фиксация воспоминаний, катарсис, функция самопознания, функция замены друга, функция самовоспитания, компенсаторная и творческая функции). Согласно данным исследовательской компании Netcraft, по состоянию на 1 января 2007 года в Интернете насчитывалось 108 миллионов 875 тысяч 138 Интернет-дневников. На сегодняшний день можно только предположить о стремительном увеличении их численности. Блоги стали модой, источником информации, субкультурой, социальной сетью, культурным феноменом, плацдармом испытания пиар-технологий, независимой прессой, маркетинговым пространством, гигантской фокус-группой, и пр. Почему люди ведут интернет-дневники? Что это им дает? Как они это делают? Что они при этом чувствуют? В данной работе сделана попытка изучить мотивационно-ценностные особенности личности блоггеров (авторов интернет-дневников). Популярность блогов и пока еще недостаточное число исследований, выполненных по данной проблеме, свидетельствуют об актуальности нашего исследования. Объект исследования: личность авторов Интернет-дневников. Предмет: мотивационно-ценностная сфера авторов блогов. Теоретико-методологической основой исследования явились основные положения психологии компьютеризации: теория деятельности, опосредствованной информационными технологиями, О.К.Тихомирова, концепции психологических последствий информатизации общества и общения, опосредствованного компьютером О.К.Тихомирова, А.Е.Войскунского. Анализ работ Е.П.Белинской, А.Е.Жичкиной, И.С.Шевченко, О.В.Гавриченко и других исследователей [3,4,5] позволил выделить следующие, тесно связанные между собой и взаимообусловленные характерологические особенности коммуникации в Интернет-среде: анонимность, физическая непредставленность участников коммуникативного акта; отсутствие невербального общения, в связи с этим своеобразие протекания процессов межличностного восприятия; относительная психологическая безопасность; большая свобода высказываний и поступков; отсутствие единства пространства и времени, которое характерно для реальной жизни; почти исключительно письменный характер коммуникации; добровольность и желательность контактов; ограниченное сенсорное переживание, трудности выражения эмоций. Исследователи мотивационной сферы пользователей Интернет исходили из того, что компьютерные сети представляют собой новый этап в развитии внешних средств интеллектуальной деятельности, познания и общения. Применение компьютерных сетей ведет к значительным структурным и функциональным изменениям в психической деятельности человека. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы, трансформируют операциональное (исполнительское) звено деятельности, пространственно-временные характеристики взаимодействия субъект-субъект и субъект-информационная система, процессы целеполагания, потребностно-мотивационную регуляцию деятельности [1]. В исследовании Арестовой О.Н., Бабанина Л.Н., Bойскунского А.Е.[2] в качестве показателей мотивации использовались следующие параметры: субъективное представление пользователей о собственных мотивах и потребностях, цели деятельности, направленность интересов пользователей, оценка психологических преобразований при работе в Интернете. Полученные в результате данные позволили выделить следующие мотивы пользователя Интернета: деловой, познавательный, корпоративный (мотив сотрудничества), общения (коммуникативный мотив), самоутверждения, рекреации и игровой, аффилиации, самореализации и развития личности. Уникальной особенностью среды Интернет-дневников является заложенный в основу принцип сочетания двух деятельностей, в обычной жизни не пересекающихся: ведение дневника и общение. Степень рефлексии и коммуникации в каждом отдельном сообщении (или в целом в дневнике) может варьироваться по желанию автора. Рефлексивная деятельность автора как рассказчика, имеющего и демонстрирующего определенное отношение к себе как к герою повествования и далеко не всегда тождественного своему герою, в контексте описаний событий жизненного пути человека приобретает особый смысл. Рассказ об интересной истории из своей жизни, потребовав от автора дневника рефлексии для краткого изложения в форме письменного сообщения, понятного читающим, превращается для него из процесса воспоминания и изложения событийного ряда в деятельность по оценке автором собственных поступков как поступков героя или персонажа истории. Выражая отношение к собственному поступку, автор невольно совершает личностный выбор, утверждая или изменяя сложившуюся у него систему ценностей. Таким образом, можно условно разделить мотивы авторов Интернет- дневников на три группы: самоутверждение, самовыражение и эмоциональная разрядка, т.н. катарсис. Стимул творчества как катарсиса – тенденция к преодолению пессимизма как настроения, как чувства недовольства жизнью и нравственного протеста против неразумного миропорядка: потребность дать исход пессимистическому настроению, освободиться от негативных мыслей. Специфика коммуникации посредством Интернет-дневников ставит проблему качества формирования мотивационно-ценностной сферы личности пользователя. На текущий момент данная проблема мало изучена, как в отечественной, так и в зарубежной практике. Наше исследование посвящено изучению особенностей мотивационно-ценностной сферы личности узкой группы Интернет-пользователей – авторов Интернет-блогов. Организация и проведение исследования. Специфичность темы нашего исследования обусловила особенности выборки, поэтому наше исследование проводилось с помощью Интернета. Исследование проводилось среди случайных пользователей ресурса Живой Журнал (Livejournal). Приглашение для участия размещалось в соответствующих сообществах данного ресурса. Испытуемым предлагалось заполнить диагностический комплекс, состоящий из 5 методик: анкета для пользователей Интернет-дневников, методика «Потребность в общении» Ю.М.Орлова, модифицированная методика «Оценка уровня притязаний» В.К.Гербачевского, методика «ОТЕЦ» для диагностики ценностных ориентаций пользователей Интернет-дневников и модифицированная методика «Незаконченные предложения». Диагностический комплекс высылался испытуемым на адрес электронной почты. Работа с каждым блоггером проходила в режиме реального времени, чтобы испытуемый мог задать уточняющие вопросы по методикам. В исследовании приняли участие 50 человек – авторов блогов (22 мужчины и 28 женщин от 17 до 40 лет). Средний возрастной показатель по женской выборке – 21 год, по мужской – 24. Анкета пользователей Интернет-дневников, содержала 9 вопросов, направленных на выяснение социально-демографических характеристик испытуемых: продолжительность и интенсивность пользования Интернет-дневником, количество виртуальных собеседников, количество групп по интересам, в которых состоит пользователь, количество встреч с виртуальными собеседниками. Обобщая полученные анкетные данные, можно смоделировать мужской и женский портрет автора Интернет-дневника. Возраст мужчины – автора Интернет-дневника – 24 года. Опыт ведения дневника – 3 года. Количество «френдов» («друзей») – 69. Он состоит в 19 сообществах. Возраст женщины – автора Интернет-дневника – 20 лет. Опыт ведения дневника – 3 года. Количество «френдов» – 72. Она состоит в 27 сообществах. У авторов Интернет-дневников не выявлено выраженной потребности в общении. Это может быть связано с тем, что общение не является первичной функцией, которую они реализуют с помощью дневников. У мужчин более выражены мотив избегания, состязательный мотив и мотив значимости результатов, у женщин – мотив смены деятельности Анализ особенностей ценностных ориентаций авторов Интернет- дневников показал, что наиболее значимой ценностью для данной группы явилось сохранение собственной индивидуальности. Возможно, это связано с тем, что степень рефлексии и коммуникации в каждом отдельном сообщении (или в целом в дневнике) может варьироваться по желанию автора. Однако именно такое сочетание придает ведению онлайн-дневника функцию тренинга индивидуальности. Основным механизмом работы личностных психологических тренингов является обратная связь, даваемая членами группы друг другу, в сочетании с рефлексией собственных действий, чем, по сути, и является ведение Интернет-дневника. Для женщин более значимы достижения, а для мужчин – активные социальные контакты и духовное удовлетворение. Представители обоего пола стремятся к самосовершенствованию, к сохранению неповторимости и своеобразия своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, стремятся как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций. Сравнение прфилей жизненных сфер показало различие между мужской и женской выборкой всего в двух сферах – семейной и общественной жизни. Данные сферы оказались более значимы для мужчин, нежели для женщин, которые, в свою очередь, выделяют наиболее значимыми ценностями – сохранение собственной индивидуальности и достижения, а наиболее значимую жизненную сферу – образование и обучение. Можно предположить, что данный факт – это трансформация традиционных ценностей, связанная с активным развитием современного общества и разрушением исторически сложившихся стереотипов поведения. Неожиданным оказался рейтинг сферы семейной жизни – самый последний как у мужчин, так и у женщин. Однако, если у женщин только 26% оценили значимость данной сферы высокими баллами, то у мужчин этот показатель – 44% Данные результаты свидетельствуют об изменении ценности жизненных сфер у молодых женщин и мужчин. У юношей более значимой становится сфера семейной жизни, у девушек – сфера обучения и образования, профессиональной жизни. Анализ результатов по методике «Незаконченные предложения» позволил выявить реальные мотивы ведения Интернет-дневника. Чаще всего Интернет-дневник представляется пользователям как средство общения. Так ответили 76% человек, 10% испытуемых считают свой дневник – способом вылить эмоции, 10% – способом высказать мысли, а также своим личным пространством в сети Интернет. Интересны причины ведения блога, выделяемые испытуемыми: это и «возможность проанализировать свои поступки, мысли» (30% ответивших), и просто «нравится» (14%), и «способ отдохнуть и развлечься» (6%). Однако, половина опрошенных отмечают, что ведут дневник ради общения. Основные темы записей в Интернет-дневниках: описание своих мыслей, чувств, отношения к миру, к событиям (74%), темы быта, путешествий, семьи (20%). Чувства, которые возникают, когда делается запись в Интернет-дневник, испытуемые описывают так: интерес (50%); удовольствие, облегчение, удовлетворение (12%); азарт (10%); чувство разделения переживаний с читателями (12%); становится легче выражать свои мысли (6%). Подавляющее большинство испытуемых (84%) считают, что внешний вид дневника и его наполнение должны нравиться, в первую очередь, самому автору блога («соответствовать «Я» автора»). 10% опрошенных думают, что эти два параметра должны соответствовать друг другу. И для 6% ответивших внешний вид дневника не важен. Разнообразны варианты ответов для фразы «Мой дневник помогает мне…»: разобраться в себе и узнать других людей (30%); думать, структурировать мысли, четче выражать мысли (22%); поделиться информацией (18%); выразить себя (14%); реализовать потребность в написании текстов (6%); решать некоторые задачи контролировать себя (4%). 92% авторов блогов комментируют чужие дневники, «если есть, что сказать» (интересна тема, автор). 4% ответили, что комментируют чужие дневники почти всегда, и 4% комментируют в том случае, если считают, что их голос заметят. Количество читателей для 54% авторов Интернет-дневников неважно. Для 12% неважно количество, но важно, кто именно читает. 30% ответивших отметили, что количество читателей влияет на их самооценку, большое количество всегда приятно. 4% считают своих читателей «объектом любопытства» – откуда те узнали о дневнике, почему добавили и т.д. 66% ответивших перестали бы вести Интернет-дневник, если бы полностью реализовали его функции. 20% считают, что отказались бы от ведения дневника, если бы он получил негативную оценку со стороны окружающих (родных, друзей). И 14% ответивших перестали бы вести дневник, если бы у них исчезла физическая возможность – «исчез Интернет», «закрыли ЖЖ» и т.д. Стремление к самовыражению выражается в таких ответах, как «дневник – это возможность выразить себя», «мой дневник для меня – это способ самовыражения». Можно сказать, что авторы таких дневников нацелены на общение – обмен мнениями, информацией и т.д. Чувства, которые испытывают такие авторы при создании записи – интерес. Такой дневник помогает автору «реализовать потребность в написании текстов». Для авторов таких дневников неважно количество постоянных читателей, а внешний вид дневника должен полностью соответствовать авторскому «Я». Необходимо отметить, что стремление к самовыражению одинаково присуще как мужчинам, так и женщинам. Авторы Интернет-дневников, которые стремятся к самоутверждению, склонны давать экстравагантные ответы («дневник – это показуха, журнал жизни, каждая запись – произведение искусства» и т.д.), их запись в дневнике должна быть оригинальной, при создании записей чаще всего они испытывают азарт, комментируют другие дневники, если считают, что их голос будет замечен, количество читателей влияет на их самооценку, чем больше, тем приятнее автору. Можно отметить, что блоги таких авторов – мемуарного типа, т.е. нацеленные на описание событий. Можно предположить, что данные пользователи стремятся к популярности среди других пользователей Интернет- дневников, стараясь привлечь как можно больше постоянных читателей. Такие авторы чаще всего становятся так называемыми «тысячниками», т.е. привлекают более тысячи постоянных читателей. Такие дневники можно охарактеризовать как рекламу или бренд, который автор стремится популяризировать. Стоит отметить, что к данному виду стремлений больше склонны мужчины. Можно предположить, что это происходит из-за природного стремления мужчины к лидерству во всех сферах жизни. Пользователи Интернет-дневников, которые стремятся к эмоциональной разрядке с помощью дневника, чаще всего определяют «Интернет-дневник» как «способ узнать другого человека», а определение своего Интернет-дневника звучит, как «способ вылить эмоции», «личное пространство в Интернете». Причиной ведения дневника называют «возможность проанализировать свои мысли и поступки». При написании поста в дневник, такие пользователи испытывают «облегчение, удовлетворение, завершенность», «сиюминутный порыв». Авторы таких Интернет-дневников отмечают, что дневник помогает им «разобраться в себе и своих мыслях». Можно предположить, что в этом случае стимул к написанию постов – это тенденция к преодолению пессимизма как настроения, как чувства недовольства жизнью: потребность дать исход пессимистическому настроению, освободиться от негативных мыслей. Такие авторы ценят своих читателей «за отношение». Большинство записей являются «отражением чувств, выражением мыслей». Можно сделать вывод, что тип таких блогов – дневниковый, т.е. направленный на описание переживаний. В свою очередь, описание переживаний (особенно негативных) в сочетании с ориентацией на другого позволяет реализовать психотерапевтическую функцию коммуникации с помощью дневника: «попросить о поглаживании», получить эмоциональную поддержку, «выплеснуть негативные эмоции», получить подтверждение того, что другие люди испытывали нечто подобное. Нужно отметить, что такие пользователи не стремятся привлечь большое количество читателей, им важнее «качество». Чаще всего авторы таких дневников – женщины. Можно предположить, что это происходит из-за большей потребности женщин в эмоциональной разрядке, которая находит выражение в дневниковой форме ведения блога. Среди наших испытуемых можно выделить 7 человек (14%), которые стремятся к самоутверждению; 11 человек (22%) – к самовыражению, 5 человек (10%) – к эмоциональной разрядке, больше половины не относятся к ярко выраженному типу. Необходимо отметить, что независимо от стремлений и потребностей, которые авторы удовлетворяют с помощью дневников, испытуемые отмечают желательность обратной связи от читателей («Нравится, когда в дневнике оставляют комментарии, возникают интересные беседы, дискуссии»), а также авторы сами готовы давать обратную связь, т.е. всегда комментируют чужие дневники, если есть что сказать. Выводы. Основная цель создания интернет-дневников – расширение круга общения его создателя, получение новых возможностей для коммуникации. Однако такая коммуникация приводит к смещению некоторых аспектов общения, перцептивная и интерактивная стороны становятся более специфичными, предъявляются высокие требования к лексике и грамматике коммуникатора, в результате чего общение начинает носить «усеченный» характер. Обобщая результаты, можно сказать, что в мотивационно-ценностной сфере мужчин и женщин – авторов Интернет-дневников были выявлены как сходства, так и различия. Были выделены особенности в ценностной сфере личности блоггеров, а также показана обусловленность мотивационной сферы наличием у авторов стремлений к самовыражению, самоутверждению или получения эмоциональной разрядки с помощью Интернет-дневника. Подтвердились данные о функциях дневников как средства для: 1) самовыражения и реализации своего творческого потенциала и креативности; 2) создания желаемого образа в виртуальной реальности, 3) самоутверждения; как психотерапевтической функции (тренинг индивидуальности, возможность получить эмоциональную разрядку). Литература 1. Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология.– 1996. – №4. – С.14-20. 2. Арестова О.Н. Мотивация пользователей Интернет. / Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е.// 2-ая Российская конференция по экологической психологии. - М.: Экопсицентр РОСС. – 2000. – 123 с. 3. Гавриченко О.В. Нарративные техники самопрезентации в Интернет- дневниках подростков и молодежи / Гавриченко О.В., Смолякова Т.В. // Психологические исследования. Научн. электронный журнал. – 2008.- №1. 4. Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете / Жичкина А.Е // Мир психологии. – 1999. – №3. – С.72-81. 5. Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты / Жичкина А.Е., Белинская Е.П. // Образование и информационная культура. – Т. 5. – Вып. – 7. – М.: РАО, 2000. – С. 395-430.

Авторы: Гордеева А.В. к.п.н. доц, Зотова Ю.С. (Донецкий национальный университет)

Опубликовано в сборнике статей "МЕТОДОЛОГІЯ ДОСЛІДЖЕНЬ ТА СУЧАСНІ СОЦІАЛЬНІ, ЕКОНОМІЧНІ І ПСИХОЛОГІЧНІ ПРОБЛЕМИ РОЗВИТКУ  СУСПІЛЬСТВА" под редакцией Марковой Л.Л.



статья принадлежит сайту cyberpsy.ru
Яндекс.Метрика