Схема исследования
Особенности самопрезентации личности в сети Интернет мы можем исследовать на примере блогов – Интернет-дневников подростков и молодежи. Цель исследования– изучить особенности техник самопрезентации подростков и молодежи в Интернет-дневниках. Задачи исследования: Проанализировать теоретические основы нарративной психологии, особенности общения и самопрезентации в виртуальном пространстве. Разработать и провести пилотажное исследование техник самопрезентации методом контент-анализа: выделить единицы анализа текста Интернет-дневников (блогов); разработать специальные бланки для фиксации данных контент-анализа. Определить дальнейшие направления исследования нарратива и техник самопрезентации в виртуальном и реальном общении подростков 15–16 лет и молодежи 21–23 лет. Объект исследования: Интернет-дневники (блоги) подростков 15–16 и молодежи 21–23х летнего возраста. Предмет исследования: техники самопрезинтации используемые молодежью в виртуальном пространстве общения. Метод исследования. Изучения текста методом контент-анализ. Единица анализа – блог, размещенный в Интернете дневник одного пользователя. Запись в блоге включает в себя заголовок, содержание, дату обновления и постоянную ссылку. Выборка испытуемых. В пилотажном исследовании мы проанализировали 28 блогов. Для исследования техник самопрезентации и особенностей общения молодежи в Интернет-пространстве нами был выбран ресурс «Живой журнал» (URL: LiveInternet.ru). К сетевому ресурсу предъявлялись следующие требования: Ресурс должен быть русскоязычным. Основным контентом должны быть высказывания пользователей, содержащие их саморепрезентации. Ресурс должен быть популярным. Большинство записей общедоступны. Из 28 Интернет-дневников – 14 блогов авторов в возрасте 15–16 лет, 14 блогов авторов 21–23 лет; 50% испытуемых женского пола и 50% – мужского пола. При этом отбирались лишь те блоги, в которых авторы обозначали свой пол и возраст, поскольку эти данные являются значимыми для нашего исследования.Результаты исследования
В ходе пилотажного исследования нами были получены следующие данные. В первой группе Интернет – дневников у подростков в возрасте от 15 и до 16 лет используются следующие техники самопрезентации. У девочек в большинстве случаев из техник самопрезентации в Интернет-дневниках встречается самоописание и текстовое повествование – 100 % по обработанным данным контент-анализа. У мальчиков данной возрастной группы эта техника самопрезентации составляет 85,7%. Кроме того, активно используются дополнительные визуальные средства как техники самопрезентации. Особенно активно подростки размещают в своих виртуальных дневниках различные рисунки (у 100% девочек и 85,7% мальчиков), а так же фотографии (у 85,7% мальчиков и 71,4% девочек). Ссылки на другие ресурсы разместили 85,7% девочек и 71,4% мальчиков. Так же популярно среди подростков размещение аудиофайлов (например, любимых песен) в своих виртуальных дневниках. По данным нашего анализа, такая техника самопрезентации используется у 71,4% мальчиков и девочек. Менее активно подростки размещают в своих дневниках видеофайлы (42,8% мальчиков и 28,5% девочек). Интересно отметить, что подростки в своих виртуальных дневниках используют цитаты из художественной и поэтической литературы. Девочки прибегают к такому цитированию в большей степени, нежели мальчики. Это выражается в следующем процентном соотношении: у девочек 57,1 % проза, 42,8 % стихи; у мальчиков – 28,5 % проза, 42,8 % стихи. В Интернет-дневниках подростков также встречаются данные различных психологических тестов (онлайн-тестирование) – у девочек 71,4 %, у мальчиков 57,1%. Большинство сайтов онлайн-тестирования предлагают пользователю разместить полученные результаты прохождения теста в его виртуальный дневник. Кроме того, данные онлайн-тестирования отображаются в виртуальном дневнике таким образом, что любой читатель дневника может тут же по указанной ссылке перейти на заинтересовавший его тест и тоже пройти его. В качестве особой техники самопрезентации в виртуальном дневнике мы выделили заполнение анкеты для знакомств. Такая анкета является стандартизированной (существует единый шаблон для всех пользователей) и, как правило, включает в себя фотографию автора виртуального дневника, а так же графы «ожидание от знакомства» и «подробнее обо мне». Графа «ожидание от знакомства» предполагает ответы на вопросы «цель знакомства», «возрастная группа», «о тебе». Графа «подробнее обо мне» предполагает ответы на вопросы, касающиеся внешности автора, семейного положения, профессии, жизненных приоритетов, увлечений и т.п. Анкета для знакомства, по данным контент-анализа, более активно размещается девочками, чем мальчиками – 57,1 % и 14,2 % соответственно. Во второй группе Интернет-дневников у молодежи в возрасте от 21 и до 23 лет используются следующие техники самопрезентации. Юноши и девушки преимущественно самопрезентуют себя с помощью техник самоописания и текстового повествования – 100% и 85,7% соответственно. Кроме того, в Интернет-дневниках молодежи, как и в дневниках подростков, ведущими остаются техники самопрезентации через дополнительные визуальные средства. Наиболее активно используются фотографии (у 100% юношей и 85,7% девушек) и рисунки (у 100% девушек и 85,7% юношей). Кроме того, актуальным остается размещение в виртуальных дневниках ссылок на другие ресурсы. Такая техника самопрезентации, по результатам проведенного контент-анализа, встречается в Интернет-дневниках 85,7% у девушек и 71,4% у юношей. Размещение аудиофайлов и видеофайлов чаще встречается у девушек (57,1% и 42,8% соответственно), чем у юношей (42,8% и 14,2 % соответственно). Молодежь, как и подростки, в своих виртуальных дневниках нередко использует цитаты из художественной и поэтической литературы. При этом девушки так же прибегают к такому цитированию чаще, чем юноши. Об этом свидетельствуют в следующие данные контент-анализа: у девушек 57,1 % проза, 71,4 % стихи; у мальчиков – 42.8 % проза, 42,8 % стихи. Размещение данных онлайн-тестирования также оказалось широко используемым в Интернет-дневниках молодых людей. Такие данные предпочли указать 71, 4% юношей и девушек. Однако, в отличие от подростков, анкеты для знакомств в своих виртуальных дневниках молодежь практически не размещает. Такая техника самопрезентация в виртуальных дневниках встречается лишь у 14,2 % девушек. При ведении виртуального дневника никто из подростков и молодежи полностью не сохранил анонимность. Среди подростков указали свои ФИО 42, 8% мальчиков и 28, 5 % девочек. Свои личные фотографии разместили 71, 4% мальчиков и 85, 7% девочек. Кроме того, 28,5% девочек указали свой номер телефона. Среди мальчиков ни один исследуемый номер телефона не указал. Среди молодежи указали ФИО 28, 5% юношей и 42,8% девушек. Личное фото разместили 71, 4 % юношей и 71,4% девушек. Номер телефона не указал ни один исследуемый Посредством Интернет-дневника подростки и молодежь высказывают личное мнение, свои эмоциональные переживания и личное отношение к обсуждаемой теме или проблеме. Так в виртуальных дневниках подростков самая комментируемая запись имела форму личного высказывания у 71,4% мальчиков и 85,7% девочек. Форму вопроса имели записи у 14,2 % мальчиков. У 14,2% девочек и 28,5% мальчиков были другие формы записей. Темы большинства таких записей мы отнесли к категории «эмоциональное переживание» (42,8% мальчиков и 71,4 % девочек). Кроме того, 14,2 % мальчиков и девочек подростков рассказывали в этих записях о событиях своего дня. Темы записей 42,8% мальчиков были отнесены к категории «другое». Среди молодежи самая комментируемая запись Интернет-дневника также была преимущественно в форме личного высказывания (у 85, 7% юношей и 71, 4% девушек) У 14,2% юношей записи были в форме вопроса. У 14,2% юношей и 28,5% девушек были другие формы записей. В Интернет-дневниках молодежи у 42, 8% юношей и девушек наиболее комментируемые записи были посвящены их эмоциональным переживаниям. Если раньше в реальных дневниках подростки и молодые люди фиксировали события текущего дня, то в Интернет-дневниках такие записи полностью отсутствуют. Об этом говорят данные, полученные в ходе нашего исследования. Так события дня не обсуждались ни у мальчиков, ни у девочек. Темы записей 42,8% мальчиков и 57,1% девочек были отнесены к категории «другое».Заключение
На основе данных полученных нами в ходе пилотажного исследования можно сформулировать следующие выводы.- Виртуальные дневники подростков и молодежи являются источником психологической информации и представляют собой нарратив, который можно изучить методом контент-анализа.
- Ведущими техниками самопрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи являются: самоописания и текстовые повествования; дополнительные визуальные средства, в особенности рисунки, фотографии, аудиофайлы и ссылки на другие ресурсы, а так же большинство подростков и молодежи предпочитают самопрезентовать себя при помощи данных онлайн-тестирования. В меньшей степени используются средства художественной литературы (стихотворения и проза), а так же менее распространено размещение в блогах анкеты для знакомств.
- Большинство подростков и молодежи лишь частично сохранили свою анонимность при ведении виртуального дневника, разместив свои личные фотографии. Некоторые авторы виртуальных дневников указали свои ФИО, а так же в единичных случаях был указан номер телефона.
- Наиболее популярные записи блогов молодежи имеют форму личного высказывания. В единичных случаях встречается форма вопроса, а так же некоторые другие формы записей.
- Тематика наиболее популярных записей отражает в основном эмоциональные переживания, человека ведущего Интернет–дневник. В единичных случаях темой записи служили обращения к друзьям автора данного виртуального дневника (вопрос как призыв к общению), а так же были затронуты некоторые другие темы.
- Одной из центральных функций современного виртуального дневника является коммуникативная функция, поскольку практически у 100% участников исследования были комментарии к их записям, а так же имелись «друзья блога». Эта функция отсутствует у реальных дневниковых записей, поскольку они не предназначены для чтения другими людьми. При этом Интернет-дневник сохранил в себе психологические функции присущие реальным дневникам. Все испытуемые используют блог как дневник, фиксируя в нем свои воспоминания и размышления. Блоги большинства пользователей осуществляют функцию катарсиса, так как записи отражают те чувства и эмоции, которые испытывают молодые люди. Использование данных онлайн-тестирования в качестве техники самопрезентации в блоге свидетельствуют о том, что Интернет-дневник для этих пользователей реализует функцию сапопознания. Кроме того, виртуальный дневник несет творческую функцию (блог является заменой собственного сайта), которая реализуется в оформлении блога и использовании различных техник самопрезентации в блоге (размещение стихотворений собственного сочинения, аудиофайлов и т.п.).
Авторы:
Гавриченко Оксана Владимировна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии, Московский педагогический государственный университет, ул. Госпитальный Вал, д. 4, 111020 Москва, Россия. E-mail: Oksana-danshina@rambler.ru Смолякова Т.В. Студентка магистратуры по направлению «Социальная психология развития», факультет дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, ул. Госпитальный Вал, д. 4, 111020 Москва, Россия. E-mail: tatyana-86@inbox.ru
Источник:
Гавриченко О.В., Смолякова Т.В. Особенности саморепрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 1(1). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.03.2011).
from inetpsy.ru